Category:

Есть женщины в греческих селеньях...

       По случаю сегодняшнего праздника вспомнилась одна история про... В общем, дело было так - Спарта и Аргос, два дорийских города, давно вели борьбу за первенство на Пелопоннесе. Борьба шла с переменным успехом, но к концу VI в. до н.э. спартанцы стали все-таки додавливать аргивян. В 520 г. (есть, однако мнение, что в 494 г.) до н.э. лакедемонское и аргосское войско сошлось в очередной битве при Сепее. Ведомые царем Клеоменом I, лакедемоняне наголову разбили аргосцев и практически полностью уничтожили их войско (по сообщению Геродота, было убито 6 тыс. аргивян, а Плутарх вообще пишет о 7777 павших аргивянах, правда, добавляя к этому, что не стоит верить этой сказке).
      В общем, Аргос постигла подлинная катастрофа, и, казалось, никто и ничто не может спасти его от печальной участи той же Мессении, покоренной прежде спартиатами. Однако в оракуле, что дала аргивянам перед битвой дельфийская пифия, были слова, которые предвещали несколько необычный исход этого противостояния. Геродот передал этот оракул следующим образом:

      Если же в битве жена одолеет когда-либо мужа,
      Дав изгнанье в удел, меж аргивян же славу стяжает,
      Много аргивянок станет свой лик от печали царапать.
      Скажет тогда кто-нибудь из грядущих потомков аргосских:
      «Страшный в извивах дракон погиб, копием прободенный»


      В Аргосе в это время жила некая Телесилла. По словам Плутарха, она, как передают, происходила из знатного дома; болезненное телосложение побудило ее обратиться за помощью к оракулу, и ей было дано указание почитать Муз. Повинуясь божеству, она посвятила свое усердие песням и гармонии и скоро не только избавилась от недомогания, но и прославилась среди женщин как поэтесса. Узнав о том, чт аргосские мужчины пали в бою, Телесилла взяла на себя руководство оборонйо города. По словам Плутарха,

все женщины в цвете возраста, воодушевленные неким божественным порывом, поднялись на защиту родины. Предводительствуемые Телесиллой, они вооружаются, занимают укрепления, окружают своими отрядами стены, изумляя этим врагов. Они отразили Клеомена с большими для него потерями, eвытеснили и второго царя Демарата, уже проникшего в город и захватившего Памфилиакон, о чем сообщает аргосский историк Сократ.
      Так был спасен город. Женщин, павших в этой битве, с почетом похоронили на Аргосской дороге, а оставшимся в живых было предоставлено воздвигнуть памятную статую Эниалию


      Другий греческий историк-антиквар, Павсаний, добавил к этой эпической картине новых красок:

      Телесилла поставила на стенах рабов и всех тех, которые вследствие молодости или старости были неспособны носить оружие (в бою), сама же, собрав оружие, которое оставалось в домах и которое можно было найти в храмах, вооружила им женщин цветущего возраста и, вооружив, поставила там, где, по ее мнению, враги будут наступать. Когда же лакедемоняне уже подошли и женщины не испугались их воинственного клича и, приняв их удар, смело сражались, то лакедемоняне подумали, что если они погубят этих женщин, их победа будет бесславна, если же они будут разбиты, то поражение соединится для них с позором, поэтому они отступили перед женщинами

      Благодарные потомки чтя память о поэтессе-воительнице, посвятили ей рельеф в храме Афродиты. Видевший его воочию павсаний так описывал его:

      За театром находится храм Афродиты и перед изображением богини — рельефное изображение Телесиллы, той, которая писала стихи: ее книги брошены у ее ног, сама же она смотрит на шлем, который держит в руке, собираясь надеть его себе на голову

      Вот так подтвердились слова пифии!

BCD-Peloponnesos-1066