В народе, имеющем столь сильную власть, возникают, естественно, всевозможные страсти. Перикл один умел искусно управлять ими, воздействуя на народ главным образом надеждой и страхом, как двумя рулями: то он сдерживал его дерзкую самоуверенность, то при упадке духа ободрял и утешал его. Он доказал этим, что красноречие, говоря словами Платона, есть искусство управлять душами и что главная задача его заключается в умении правильно подходить к различным характерам и страстям, будто к каким-то тонам и звукам души, для извлечения которых требуется прикосновение или удар очень умелой руки
В развитие пятничного поста про афинскую демократию - лучшую из всех демократий. Вот вам цитата из Плутарха, из его жизнеописания Перикла. А знаете, как это называется на практике - "управляемая демократия"!
Продолжая читать жизнеописания афинских политиков в изложении уважаемого И.Е. Сурикова, я чем дальше, тем больше убеждаюсь в том, что сущность переворота, учиненного Клисфеном в конце VI в.до н.э., состояла именно в том, что этот политик опрокинул шахматную доску - джентльмены играют по правилам, а когда правила им мешают, они их меняют. Наш Клисфен это и сделал и одолел своих противников (как до него это сделал Писистрат, также изменивший правила игры). Раньше, в доклисфеновские времена, власть делили между собой аристократы-эвпатриды, и исход этой борьбы определялся расстановкой сил внутри элиты, теми союзами и коалициями, которые разные аристократические семьи создавали друг с другом в политических интересах. Клисфен вышел за рамки этого круга, подключив к борьбе новый ресурс - демос. Теперь, после его "реформ", верх в политической борьбе в Афинах одерживал тот политик, который сумел поставить себя на место простата демоса как наиболее многочисленной (но, вместе с тем, наименее организованной - благодаря клисфеновским же реформам) политической силы. Теперь секрет победы заключался в том, кто сумеет наиболее искусно манипулировать демосом, навязывать ему свою точку зрения, выдавая ее за мнение самого демоса - обратно цитата из плутархова жизнеописания Перикла:
По большей части он вел за собою народ убеждением и наставлением, так что народ сам хотел того же. Однако бывали случаи, когда народ выражал недовольство; тогда Перикл натягивал вожжи и, направляя его к его же благу, заставлял его повиноваться своей воле, действуя совершенно так же, как врач, который при продолжительной переменчивой болезни по временам дозволяет безвредные удовольствия, по временам же применяет сильные средства и спасительные лекарства...
Понятно, что при такой политической системе, в которой легитимация власти происходит через демос, рано или поздно на смену простатам приходят демагоги - власти хочется многим, а вот попасть во власть (ага, тот самый социальный лифт!) можно только через описанное умение привлекать внимание демоса. А пресыщенному демосу нужны новые острые ощущения (как той лисе из сказки - ее накормили, напоили, развеселили, а теперь надо напугать), и тот, кто сумеет их обеспечить, тот и выиграет в конце концов. В общем, демократия превращается в весьма удобный инструмент вхождения во власть для всякого рода популистов - авантюристов и прожектеров. Времена аристидов и кимонов уходят, и уходят безвозвратно...

В развитие пятничного поста про афинскую демократию - лучшую из всех демократий. Вот вам цитата из Плутарха, из его жизнеописания Перикла. А знаете, как это называется на практике - "управляемая демократия"!
Продолжая читать жизнеописания афинских политиков в изложении уважаемого И.Е. Сурикова, я чем дальше, тем больше убеждаюсь в том, что сущность переворота, учиненного Клисфеном в конце VI в.до н.э., состояла именно в том, что этот политик опрокинул шахматную доску - джентльмены играют по правилам, а когда правила им мешают, они их меняют. Наш Клисфен это и сделал и одолел своих противников (как до него это сделал Писистрат, также изменивший правила игры). Раньше, в доклисфеновские времена, власть делили между собой аристократы-эвпатриды, и исход этой борьбы определялся расстановкой сил внутри элиты, теми союзами и коалициями, которые разные аристократические семьи создавали друг с другом в политических интересах. Клисфен вышел за рамки этого круга, подключив к борьбе новый ресурс - демос. Теперь, после его "реформ", верх в политической борьбе в Афинах одерживал тот политик, который сумел поставить себя на место простата демоса как наиболее многочисленной (но, вместе с тем, наименее организованной - благодаря клисфеновским же реформам) политической силы. Теперь секрет победы заключался в том, кто сумеет наиболее искусно манипулировать демосом, навязывать ему свою точку зрения, выдавая ее за мнение самого демоса - обратно цитата из плутархова жизнеописания Перикла:
По большей части он вел за собою народ убеждением и наставлением, так что народ сам хотел того же. Однако бывали случаи, когда народ выражал недовольство; тогда Перикл натягивал вожжи и, направляя его к его же благу, заставлял его повиноваться своей воле, действуя совершенно так же, как врач, который при продолжительной переменчивой болезни по временам дозволяет безвредные удовольствия, по временам же применяет сильные средства и спасительные лекарства...
Понятно, что при такой политической системе, в которой легитимация власти происходит через демос, рано или поздно на смену простатам приходят демагоги - власти хочется многим, а вот попасть во власть (ага, тот самый социальный лифт!) можно только через описанное умение привлекать внимание демоса. А пресыщенному демосу нужны новые острые ощущения (как той лисе из сказки - ее накормили, напоили, развеселили, а теперь надо напугать), и тот, кто сумеет их обеспечить, тот и выиграет в конце концов. В общем, демократия превращается в весьма удобный инструмент вхождения во власть для всякого рода популистов - авантюристов и прожектеров. Времена аристидов и кимонов уходят, и уходят безвозвратно...
