А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира...
Давненько я что-то никаких ересей не извлекал на свет Божий, а тут как раз родилась такая одна, и, как мне кажется, злокозненная...
Ладно, буду краток. Снял с полки (поскольку надо по быстрому статью написать) В.Н. Рудакова о восприятии монголо-татар в русской книжности и начал перелистывать ее (в последнее время я целиком книги читаю обычно редко, но непременно внимательно просматриваю в поисках оригинальных идей или фактов, побуждающих к размышлениям). И вот, перелистывая ту ее часть что посвящена Куликовской битве (а рядом, под рукой, еще кучка лежит работ, в которых Куликовской битве отведено немалое место - тут и Горский, и Селезнев, и Данилевский, и другие историки, и, само собой, источники - от "Задонщины" до летописей), сопоставляя факты, пришла мне в голову совершенно еретическая мысль. А с чего все считают, что Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 г.? Нет, я понимаю, что тако написано в умных книжках, а те, в свою очередь, имеют своей первоосновой первоисточники - те же летописи (например, Рогожскую или Симеоновскую), не говоря уже о подлинной энциклопедии Куликовской - "Сказании о Мамаевом побоище", откуда обычно черпают тьму подробностей про это знаковое событие.
Книжка Рудакова:

Но вот что меня во всей этой истории смутило. Во-первых, Куликовская битва усилиями наших книжников приобрело статус эпохального, этакого осевого события (о чем, кажется, ни сам Дмитрей Московский, ни его соратники и не подозревали). Во-вторых, у меня в голове прочно засел тезис о многослойности произведений средневековой книжности, наличии в них потаенных смыслов, скрытых от нас, намеков и полунамеков, понятных лишь посвященным. В-третьих, сохраняющаяся неясность со временем составления основных памятников "Куликовсого цикла". Наконец, есть ведь и разночтения. В той же "Задонщине" краткой, Кирилло-Белозерской редакции, читаем, что сражение имело место быть "семтября 8 в среду на Рожество пресвятыя Богородица", а в другой редакции - "в суботу на Рожество святѣй Богородицы". Так вот вопрос - когда же все же состоялась битва - в среду или же в субботу? 8-го сентября или же в другой день? И что-то мне говорит, что "в суботу на Рожество святѣй Богородицы" - это подгонка неким книжником, пожелавшим остаться неизвестным, события под знаковую дату, тем более что отношения Богородицы и Русской земли более чем особые и такое совпадение было бы очень кстати... Вот такая вот ересь родилась по ходу дела...
Ладно, буду краток. Снял с полки (поскольку надо по быстрому статью написать) В.Н. Рудакова о восприятии монголо-татар в русской книжности и начал перелистывать ее (в последнее время я целиком книги читаю обычно редко, но непременно внимательно просматриваю в поисках оригинальных идей или фактов, побуждающих к размышлениям). И вот, перелистывая ту ее часть что посвящена Куликовской битве (а рядом, под рукой, еще кучка лежит работ, в которых Куликовской битве отведено немалое место - тут и Горский, и Селезнев, и Данилевский, и другие историки, и, само собой, источники - от "Задонщины" до летописей), сопоставляя факты, пришла мне в голову совершенно еретическая мысль. А с чего все считают, что Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 г.? Нет, я понимаю, что тако написано в умных книжках, а те, в свою очередь, имеют своей первоосновой первоисточники - те же летописи (например, Рогожскую или Симеоновскую), не говоря уже о подлинной энциклопедии Куликовской - "Сказании о Мамаевом побоище", откуда обычно черпают тьму подробностей про это знаковое событие.
Книжка Рудакова:

Но вот что меня во всей этой истории смутило. Во-первых, Куликовская битва усилиями наших книжников приобрело статус эпохального, этакого осевого события (о чем, кажется, ни сам Дмитрей Московский, ни его соратники и не подозревали). Во-вторых, у меня в голове прочно засел тезис о многослойности произведений средневековой книжности, наличии в них потаенных смыслов, скрытых от нас, намеков и полунамеков, понятных лишь посвященным. В-третьих, сохраняющаяся неясность со временем составления основных памятников "Куликовсого цикла". Наконец, есть ведь и разночтения. В той же "Задонщине" краткой, Кирилло-Белозерской редакции, читаем, что сражение имело место быть "семтября 8 в среду на Рожество пресвятыя Богородица", а в другой редакции - "в суботу на Рожество святѣй Богородицы". Так вот вопрос - когда же все же состоялась битва - в среду или же в субботу? 8-го сентября или же в другой день? И что-то мне говорит, что "в суботу на Рожество святѣй Богородицы" - это подгонка неким книжником, пожелавшим остаться неизвестным, события под знаковую дату, тем более что отношения Богородицы и Русской земли более чем особые и такое совпадение было бы очень кстати... Вот такая вот ересь родилась по ходу дела...