Categories:

Нацбилдинг по тверски...

       В предыдущей части перед нами был тверской вариант описания падения Торжка и наказания высокоумных и жестоковыйных новгородцев. А теперь, согласно принципу Audiatur et altera pars, заслушаем версию пострадавшей стороны.
      Эта версия у нас есть в двух основных вариантах, наиболее близких по времени к описываемым событиям - в Симеоновской летописи, которая хотя и была создана в конце XV века, однако торжокская повесть, которой нет печальнее на свете, изложена в ней согласно Троицкой летописи, а эта последняя была создана в начале XV в., т.е. не так чтобы уж и очень давно после описываемых событий и еще были живы те, кто пережил эту яркое проявления чувства национального и религиозного единства (кстати, пишут, что Симеоновская летопись включает в себя тверскую переработку протографа Троицкой летописи). Второй вариант представлен в Софийской I летописи старшего извода (и Новгородской IV летописи), составленной несколько позднее основы Симеоновской и представляющий собой своего рода амальгаму тверской повести и повести нетверской.
      Согласно варианту Симеоновской летописи, новгородские мужи ехали себе тихо мирно, никого не трогая, в Торжок "ставити города" (по этому поводу есть предположение, основанное на результатах археологических раскопок, что целью новгородцев было дальнейшее совершенствование и продолжение строительства каменной крепости в Торжке, начатое ранее). Прибыв в город, они выгнали (съслаша) из него тверского наместника (наместников?) (при этом ничего не говорится о граблении и побивании тверских мужей, оказавшихся не в том месте не в то время - а вот Софийская летопись об этом пишет).
      Михаил Тверской, узнав о совершенных новгородцами непотребствах, събрав воя многы, прииде ратью к городу к Торжку . Дальше Симеоновская летопись неожиданно комкает рассказ, а вот Софийская сообщает, что в ответ на смиренные (sic!) просьбы Михаила о выдаче ему виновников непотребства и возвращении наместника в Торжке бысть между их т.е. новгородцев и новоторжцев - Thor раздоря, и смятеся весь град , но в конце концов сторонники жесткого ответа одолели коллаборантов тверских и михаиловых доброхотов и ни мала хотяху покоритися и с послы посылаху с ответы, а все с высокоумием - надо полагать, рассчитывая на высоту и крепость стен, башен и валов торжокских.
      После обмена послами и явно неудачи с примирением (нашла коса тверская на новгородский и торжокский камень) стороны перенесли прения в поле - ополчишася на бои сами бояре новгородскыи, похвалившеся мужества своего ага, опять мотив гордыни нечеловеческой, обуявшей жестоковыйных новгородцев - Thor и въоружившеся, выехаша из города, купно же с ними и гражане новоторьжци, битися с тферичи.
      Что было дальше - случилось то, что должно было случиться. Порядок и класс бьет количество - профессионалы тверичи одолели союзников-любителей, побив многих знатных новгородских мужей и обратив остальную силу новгородскую и новоторжскую в бегство. А вот что было дальше - тут рассказ начинает расходиться с тверской версией.
      Поначалу все идет примерно в том же русле - тферичи зазгоша посад с поля с конца града с поветрия т.е. сделали это преднамеренно, не в пылу боя - Thor и и удари ветр силен с огнем на весь град вкупе, и буря велика, и поиде огонь пламенный пожар по всему граду, и погорел весь Торжок дотла. И дальше книжник живописует красками картину тотального разорения и погрома Торжка торжествующими тверичами (твою ж дивизию - но ведь Михаил как будто великий князь, Торжок - его город, в нем пусть и неразумные, но его подданные, а вот поди ж ты! Точно что Топтыгин на воеводстве, который погром в типографии учинил, сел на корточки и ждал поощрения):
      И бысть пагуба велика крестьяном, ови огнем погорели над животом во дворех, а иныи вбегоша в церковь Святыи Спасс и тамо затхошася, и огнем запаления изъмроша, а инии от огня бежачи, в реце истопоша в Тферци... . Тем временем бравые тверичи, даром что русские и православные, добрыи жены и девици одирааху и до последней наготь, рекше и до срачици, иже ни поганые тако не творят, такоже и те в реце истопишася срама ради, и чернци, и черници все до наготы излуплено. А товара, что ся остало от огня, и иконыи круты много поимаша Православные, что уж там - да только это не наши церкви и не наши святые, а торжокские - Thor много поимаша злата и сребра.
      Потом уже, когда все закончилось, истоплых и избьеных мужеи и жен 5 скуделниц насметаша. А инии погорели без останка, а инии истопли без вести и поплыли вниз по Тферци. Бравые же тверичи со своим князем, смиренным и кротким, изымав на Тферь полона, мужа и жен, без числа поведоша множество, а и товара много поимаша, что ся остало от огня ... и безчислену корысть приобрете и припровали в свои град на Тферь.
      Ну и общий итог - И кто, братие, о сем не плачется, кто ся остал живых видеввыи, како они нужную и горкую смерть подъяша ... еже ни от поганых не бывало такова зла Торжьку.... Сравним эти слова с "нравоучителными" словесами тверского книжника - сами, мол, виноваты, ссзб, так что нет к вам никакой жалости. Мдя, вот уж действительно - единая нация и единая вера...

232572-7790409d2ef33e70e54b1f4fc0e69559