thor_2006 (thor_2006) wrote,
thor_2006
thor_2006

Categories:
  • Location:
  • Mood:

Война 1240-1242 гг.

      Камрад bigfatcat19 намедни прошелся по И.Н. Данилевскому, затронув заодно и проблему взаимоотношений Новгорода и Пскова в переломный для Русской земли момент во 2-й четверти XIII в. Прочитав его подзамочный пост, я по ходу дела вспомнил свои записи почти тринадцатилетней давности о войне 1240-1242 гг. и ее предыстории (которые, похоже были связаны с противостоянием Новгорода и Пскова и стремлением Пскова обособиться от "старейшего брата"), немного подредактировав их.

      А.Куликов. Александр Невский

maxresdefault




      Начало истории можно отнести к 1228 г., когда случился конфликт псковичей с новгородским князем Ярославом Всеволодичем. Как следствие (?) этого конфликта – срочное замирение псковичей с Ригой, заключение с ней союза и разрыв союза с Новгородом. Причины – в летописях два варианта: Ярослав готовился к походу на Ригу, и псковичи не хотели в нем участвовать, не желая более довольствоваться ролью "младшего брата" в союзе с Новгородом и буфера между "немцами" и Новгородом. Кроме того, они полагали, что поход направлен не на Ригу, а на Псков. Ярослав же, по другой версии, заявил. что его оболгали – кто? Возможно, что это было сделано новгородской антисуздальской боярской группировкой.
      1232 г. – псковичи поддержали противников Ярослава, которые, в свою очередь, нашли поддержку у врага Ярослава черниговского князя Михаила.
      1233 г. – замирение псковичей с Ярославом, но при сохранении прежней дистанции от Новгорода. судя по всему, договор с Ригой был сохранен. Во всяком случае, летописи ничего не сообщают о разрыве этого договора.
      1236/1237 гг. – неудачный поход Ордена, рижан, чуди и псковичей (200 мужей псковских) на Литву. Гибель псковского отряда. Новгородская летопись с сожалением констатировала этот факт – очевидно, подразумевая, что псковичи совершили ошибку, отказавшись от прежнего союза с Новгородом и переориентировавшись на Ригу.
      1239 г. – очевидно, как следствие этого похода, сражение между псковичами и литовцами на Камне, новое поражение псковичей. Примечательно, что в этом сражении псковичи участвовали одни, без союзников. Два тяжелых поражения неизбежно должны были вызвать у псковского вече вполне обоснованную тревогу за сохранение своей независимости от Новгорода. В принципе, не вызывает сомнения, что борьба двух партий, "проновгородско-просуздальской" и "пронемецкой" на псковском вече продолжается.
      1240 г. – князь Ярослав Владимирович (Герпольт ливонских хроник, по предположению И.П. Шаскольского?) во главе соединенного войска "немцев, медвежан, юрьевцев и вельядцев" (очевидно, что была и его собственная дружина) взял Изборск. Псковичи немедленно снарядили войско во главе с воеводой Гаврилой Гориславичем на помощь своему пригород, но были наголову разгромлены 16 сентября того же года. Потери псковской рати составили 600 "мужей" (по сообщению Рифмованной хроники – 800), многие псковичи попали в плен. Налицо военная катастрофа – потерять 600 ратников не шутка в то время. Военная мощь серьезно подорвана тремя последовательными поражениями (надо полагать, что общие потери Пскова составил до 1000 ратных людей).
      Немцы (и, возможно князь Ярослав-Герпольт), развивая успех, подступили к стенам Пскова и стояли под ними неделю, попутно опустошая и грабя псковские пригороды и села. Затем они были вынуждены отступить. После этого, очевидно, в Пскове происходят бурные события, в результате которых часть псковичей вместе с семьями бежали в Новгород. Кто бежал – исходя из контекста событий, надо полагать, что это были противники "немецкой" партии. Примечательно. что летопись сообщает о том, что бежали "инии" псковичи – т.е. меньшая часть, следовательно, остались те, кого не пугали связи с Ригой и "немцами". Перевес на вече получает «немецкая» партия. Осознавая, что ослабленный серией военных неудач и внутренними политическими неурядицами, Псков может не сохранить свою независимость от Новгорода, вече решает, что переход под власть «немцев» будет меньшим злом. Возможно, что свою роль сыграла неспособность Пскова защитить свои владения от немецкого разорения и нежелание Новгорода идти на помощь Пскову (что было бы в высшей мере странным), а также опасения за судьбу своих сограждан, оказавшихся в руках немцев.
      Итак, немецкое войско снова подступает к стенам Пскова и готовится к штурму города. Не дожидаясь его, вече вступает в переговоры с немцами. Посредников в этих переговорах выступает, согласно Рифмованной хронике, псковский князь Герпольт. Итог переговоров известен – Псков открыл ворота. Примечательно, что летопись говорит – "перевет" с немцами держали не какие-то отдельные представители псковской общины, а "псковичи", т.е. сама городская община. Судя по всему, переговоры удовлетворили обе стороны – «немцы» избежали кровопролитного штурма (что при их ограниченных ресурсах было нежелательно), а псковичи сохранили свои "животы", и, что самое главное, свои порядки. Судя по всему, договор с Ригой был дополнен каким-то соглашением между псковичами и Орденом и Дерптом, видимо, о союзе, имевшем антиновгородскую и антилитовскую направленность. Псковичи сохранили внутреннюю независимость и порядки, самоуправление, избрали нового посадника – того самого Твердилу Иванковича, но согласились на определенную вассальную зависимость от Ордена. Для контроля за их действиями в Пскове остались два орденских брата-фогта и небольшой гарнизон. Однако ясно, что этот контроль был действенным только при наличии доброй воли со стороны самих псковичей (на это указывает и сожаление Рифмованной хроники на явную недостаточность сил, оставленных в Пскове).
      Признав добровольно власть Ордена над собой, Псков в обмен получил защиту от притязаний Новгорода подчинить его себе, превратив в бесправный "пригород", и сохранение земского самоуправления. Как свидетельство удовлетворенности псковского вече достигнутым соглашением можно рассматривать летописное свидетельство об участии псковичей в предпринятом "немцами" вторжении в новгородские земли в конце 1240- начале 1241 г. и опустошении новгородских земель и их чудских и водских союзников. Можно также предположить, что псковичи участвовали в возведении крепости Копорье.
      1241 г. – перемены в Пскове и участие псковской рати в военных действиях на стороне Ордена вызвали серьезную обеспокоенность новгородского вече. Усиление позиций Ордена и переход Пскова в зависимость от него явно не устраивало новгородских мужей. Они примирились с Александром и призвали его обратно в Новгород. Князь явился в город с братом Андреем и низовыми полками, отмобилизовал новгородскую "тысячу" и перешел в контрнаступление. Копорье было взято и разрушено, а к началу 1242 г. немцы утратили контроль и за псковскими землями.
      1242 г. – успехи Александра привели к сомнениям в Пскове. В начале 1242 . князь "изгони" Псков – т.е. взял его внезапным налетом, без штурма и кровопролития. Очевидно, что город ему был сдан противниками сохранения прежней ориентации на "немцев". Неспособность Ордена защитить Псков и его земли от объединенной новгородско-суздальской рати побудила псковичей переменить ориентацию в очередной раз. Кстати, и Рифмованная хроника сообщает о той радости, с которой псковичи встретили князя и его войско. Итак, Псков перестал быть вассалом Ордена, князь не стал прибегать к репрессиям против псковичей, что обусловило их участие (согласно летописным данным) в предпринятом после этого в конце зимы – начале весны 1242 г. походе Александра в земли дерптского епископа и Ордена.
      В общем, Псков освободился от власти Ордена и сумел завоевать себе "прощение" (кстати говоря, отсюда вытекает и "жидовство"» псковичей – два варианта, житийный контекст и летописный. Житийный много жестче – судя по всему, речь в нем шла о том, что ряд псковичей, поименованных "невегласами", уклонился от православия и перешел в католичество (так полагал, к примеру, Б.Я. Рамм), т.е. уподобились жидам-христопродавцам, которые также предали Сына Божьего и не услышали возвещенной им Божественной Истины. Впрочем, вполне вероятно, что Невский имел в виду измену псковичей - той части псковских "мужей", которые попытались было сыскать у Ордена и Риги помощи от Новгорода). Цена этого освобождения – установление временной зависимости от Новгорода (возвращение статуса "брата молодшего", во всяком случае, до начала 50-х гг. XIII века) и, что самое главное, смена внешнеполитической ориентации псковичей, проявившаяся прежде всего в полном разрыве их контактов с "немцами" и установлении тесных связей с домом Александра Невского и затем, в перспективе, с московскими князьями, в которых псковичи видели противовес претензиям Новгорода и далее сохранять зависимое отношение Пскова по отношению к Господину Великому Новгороду (а владимирским и московским князьям того и надо было, поскольку они получила предлог в вмешательство в политическую жизнь Северо-Запада Руси).

Tags: o tempora! o mores!, Из прошлого: любопытные заметки, альтернативная история, военно-исторические заметки, ересь, заметки, история в России сегодня, обычаи войны, размышлизмы
Subscribe

  • Хотели как лучше... - 2

    Повторенье – мать, как известно, ученья, так что никак нельзя не обойтись без поиска корней и нитей, т.е. поговорим немного об истоках настоящей…

  • Маленький капрал

    был вовсе немаленьким, но тогда какого же росту был сей гренадер?

  • Хотели как лучше... - 1

    Продолжая нас сказ про внешнюю политику Tyrann'a, добрались мы, наконец, до пресловутой "Ливонской" войны... Почему пресловутой – а потому, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments