«Итак, семидесятые годы (XVI века – Thor) — период наиболее низкого уровня цен на хлеб за вторую половину века. Резко меняется картина в 80-х годах в связи с известным хозяйственным кризисом этих лет», и, как признак этого кризиса – следующее явление:
«Цены на рожь в 80-е годы XVI в. поднялись дружно и повсеместно. Кризис охватил все государство».
Причины этого кризиса Маньков полагает следующими:
«В советской исторической литературе кризису конца 70-х и 80-х годов уделено значительное внимание. И причины, и характер, и размеры территориального распространения кризиса выяснены с основательной полнотой. Длительное перенапряжение всех народно-хозяйственных сил в тяжелую Ливонскую войну, неудачный исход ее разорение и запустение целых районов с развитым сельским хозяйством в результате опричной ломки боярского и княжеского землевладения, перераспределение земель и ≪перетряхивание людишек≫, ломка вотчинного хозяйства находит, между прочим, выражение в стремлении господствующих классов и других имущих элементов, используя хлебные запасы в условиях благоприятной рыночной конъюнктуры, нажиться на народном бедствии путем повышения цен…».
Как там. в сказке про Федота-стрельца, говорилось? «Это как же, вашу мать, извиняюсь, понимать», не так ли? Война – понятно, перенапряжение государственного организма и общественного – да, цепь неурожаем и эпидемий - безусловно, нарушение торговых связей – конечно, разорение земледелательного чина от прохождения войск своих и чужих – конечно, но какое отношение к кризису самого конца 70-х – начала 80-х гг. имеет опричнина и «перетрахивание» (с) людишек и вотчинишек, которые как будто, если верить советской же историографии, закончились с отменой оной опричнины в 1572 г (sic!)? Кризис ждал, почитай, десяток лет, чтобы вдарить - силушку накапливал? Если факты противоречат теории, то тем хуже для фактов, тем более что если эта теории прогрессивная и все такое. Да и вообще, известно жи есть, что Tyrann во всем виноват – такой уж ему придел положен. И даже в партикулярном своекорыстном интересе – тоже он виноват, не говоря уже о часовне на холме, разрушенной по его приказу.
P.S. Чуть выше Маньков пишет о том, что после резкого скачка хлебных цен в 40-х – нач. 50-х гг. XVI в. пошел процесс их неуклонного снижения, достигший своего апогея в середине 70-х гг. (за исключением 1570-71 г., тогда неурожаи и мор обусловили резкий скачок цен), и они достигли наинизшего уровня за всю вторую половину века. Т.е. выходит, что эпоха пресловутых репрессий и зловредной опричнины – время экономического подъема, а после отмены ее наступает спад? И Маньков, почувствовав, что прежде этого он сморозил чепуху, пишет в заключении (но с оговорочкой и реверансом), что «60-е годы и середина 70-х годов — период наибольшего экономического благополучия Русского государства за вторую половину XVI в. Вместе с тем устойчиво низкий уровень хлебных цен в 60-е и до конца 70-х годов заставляет предположить, что опричнина не сопровождалась сразу же, непосредственно резким упадком производителоных сил в таких размерах, как это принято считать (а вот и оговорочка, ритуальное «ку» – Thor). Результаты разорения и запустения ряда земель сказались позднее». Хе-хе...
