Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry

Of the Russe Common Wealth

и British Commonwealth. Термин "Common Wealth" современный (2012 г.) словарь английского языка (Britannica English dictionary) расшифровывает как "The term was often used by 17th-century writers to signify an organized political community, its meaning thus being similar to the modern meaning of state or nation". У Вебстера дается другое толкование: "А state especially conceived as a body politic founded on law and united by compact or by tacit agreement of the people for the common good" или, как вариант, "a state in which the supreme power resides with the people and their representatives : republic".
      Когда Джильс Флетчер обозвал Московию этим самым коммонвелшэм, что он имел в виду? А ведь, если поразмышлять и сопоставить факты, то между Московией "классического " периода (XVI в. прежде всего, XVII уже в меньшей степени) и Английским королевством позднего Средневековья - раннего Нового времени можно найти много общего и провести кучу аналогий. И здесь, и там малочисленный бюрократический аппарат, и здесь и там право основано прежде всего на обычае и на прецеденте, и здесь и там к управлению и судопроизводству (а также к исполнению наказаний и пр.) на местах активно привлекается местное население ("лутчие люди" из него) - нет, даже так, местное самуправление и судопроизводство набирается из "туземцев" и контролируется местными сообществами. И войска постоянного нет, но есть местная милиция. Единственное, что может отличать Московию от Англии, так это то, что в Московии не было парламента, хотя, если так посмотреть - парламент есть расширенное заседание королевской курии, а, в таком случае, и в Московии такая институция есть. Идея для фоменкоидов - Россия - это Англия, а Англия - это Россия, хе-хе! Всяко разно не Франция.
      P.S. И не стоит путать политические декларации с политической и административной реальностью. "Представляется очевидным, что король является верховным властителем над всей страною, точно так же он является господином над всяким лицом, которое в ней обитает, имея право жизни и смерти над каж­дым из обитателей..." и "А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же...". Найдите, как говорится, три отличия!

James_I,_VI_by_John_de_Critz,_c.1606


Comments

( 24 comments — Leave a comment )
lilibay
Jun. 28th, 2018 05:27 am (UTC)
//в Московии не было парламента//

Соборы же, Стоглав приняли, царя избрали. Фактически Пётр переворот совершил устроив на сословной, корпоративной Московии "просвещённый абсолютизм".
fvl1_01
Jun. 28th, 2018 05:33 am (UTC)
Соборы ближе к Генеральным Штатам чем к Парламенту.

Делегат Собора не был политической фигурой между сессиями :-)

Edited at 2018-06-28 05:34 am (UTC)
lilibay
Jun. 28th, 2018 05:41 am (UTC)
Кортесы ещё можно вспомнить, суть одна "представительство земли". Почему в одних странах на кортесы и соборы положили с прибором, а в других совсем наоборот - это вопрос.
fvl1_01
Jun. 28th, 2018 08:00 am (UTC)
>Кортесы ещё можно вспомнить, суть одна "представительство земли".

И причем именно представительство - четко есть деление на "представительную демократию" - где от "земли" выдвигаются депутаты которые и служат для разборки серьезных случаев и "прямую демократию" - где имеется общее собрание народа и перетерка между элитой без промежуточного звена.

Так вот "представительная форма" как мне кажется это что то архетипичное для всех индоевропейцев... И малохарактерно для неиндоевропейских народов.

> Почему в одних странах на кортесы и соборы положили с прибором, а в других совсем наоборот - это вопрос.

Гишторики с упором на этногенез и этнические различия могут тут покопать на отход от индоевропейских корней и заимствование "чужой крови" :-))))
lilibay
Jun. 28th, 2018 08:22 am (UTC)
Пошесть "Абсолютизма" скорее всего связанна с Реформацией и соответственно Контрреформацией. Раньше гфельфы и гибеллины в своей возне апеллировали к народу, библейским установам, древним свободам, фуэрос и т.д. А как Папе дали по митре, то гайки и затянули, в отсутствии противовеса. Ну и Просвещение с рационализмом и презрением к "тёмному быдлу" которое надо направлять твёрдой рукой.
maoist
Jun. 28th, 2018 08:44 am (UTC)
Будем честны, "земские соборы как органы сословно-представительной монархии" это конструкт советской историографии, которая была обязана найти общие признаки везде
thor_2006
Jun. 28th, 2018 09:11 am (UTC)
У нас-то и "сословий" не было, а только "чины". Впрочем, а были ли ли сословия и в Европе в те стародавние времена? Не изобретение ли оно позднейших пейсателей рукама наподобие феодализма?

Edited at 2018-06-28 09:11 am (UTC)
torvard
Jun. 28th, 2018 11:01 pm (UTC)
Из известных лично мне современных исследований складывается впечатление, что оформление сословий как юридических категорий это именно продукт абсолютизЬма. В классическое средневековье сословия рисуются как социоантропологическое явление.
fvl1_01
Jun. 28th, 2018 05:32 am (UTC)
ну Фоменко с Носовским на сию тему потоптались еще в середине 1990х :)))

exarchmk
Jun. 28th, 2018 05:37 am (UTC)
Причем в головы людям они насрали так богато, что даже сейчас часто встречаются адепты этого безумия...
fvl1_01
Jun. 28th, 2018 07:57 am (UTC)
насрать то насрали - но в рамках МГУ в свое время Фоменко и Носовский сделали хорошее дело :-)

Их книжки буквально спасли издательство МГУ от банкротства в 1990е :-)
maoist
Jun. 28th, 2018 08:40 am (UTC)
Может лучше бы закрылось?
egir
Jun. 28th, 2018 08:44 am (UTC)
Дело в том, когда слово Commonwealth что означало.В словарях семнадцатого века - в основном это - "республика", в репрезентативном, и или же олигархическом смысле (Римская республика, Венеция, Англия, конечно же, и тд). Но это уже во времена Кромвеля и после. Включал ли термин ту же самую репрезентативности во времена Флетчера, т.е. примерно за пол-века до того? Конечно, 50 лет не так-то и много, но политический жаргон часто меняется быстрее, чем обиходная речь.

К сожалению, "толковых словарей" в Англии XVI века - котяра наплакал. Интересно, впрочем, что второе издание труда Флетчера (1643 г. - дата немаловажная) уже не называется Common Wealthe, а The History of Russia, or, The Government of the Emperour of Muscovia with the manners and fashions of the people of that Countrey (выделено мной).

Edited at 2018-06-28 08:44 am (UTC)
thor_2006
Jun. 28th, 2018 09:14 am (UTC)
Любопытное наблюдение. Впрочем, как ни крутись, но для "тиранини" в Московии не было соответствующей почвы и механизмов. Если уж на то дело пошло, то "тиран" - это Бориска-царь (старший тиран), а Романовы - это "младшие" "тираны". :)
egir
Jun. 28th, 2018 04:53 pm (UTC)
Ну зачем крайности - республика или тирания? Есть же разные градации, "абсолютизма" в том числе.

По моему мнению, времена Ивана IV представляются более ростом монархической власти, построенным на начинаниях его предшественников. То, что в регионах есть, скажем так, автономное правление с участием низов никакое не противоречие такому росту "абсолютизма". Я бы даже сказал, наоборот, подпирают его, потому что позволяют контролировать (по-крайней мере теоретически) действия наместников. Вопрос еще один тут: мог ли Иван изменить эту систему своей волей? Скорее да, чем нет. Так же как смог, без особых проблем, Да, конечно, поспешно было бы говорить, что московская аристократия не имеет влияния на дела. Но гайки завинчиваются, вотчинников все меньше, и на законодательном уровне власть центра растет. Мне кажется, что иностранные обозреватели в принципе приметили верно параллель между Московскими монархами и Султаном. Если сравнивать влияние Ивана Грозного (как реальное, так и теоретическое) с влиянием и возможностями монархов Западной Европы, то последние явно проигрывают.
thor_2006
Jun. 29th, 2018 03:43 am (UTC)
Изменить систему своей воле? Скорее нет, чем да.Для того, чтобы сделать это, нужны соответствующие рычаги и механизмы, и Иван пытается их создать, сколотить группировку доверенных лиц, на которых он мог бы опереться. Ан нет, не получилось, материалец оказклся негодным, "старина" все равно возобладала. А после смерти Ивана все и вовсе вернулось ко временам боярского правления, ибо Бориска царь,пытаясь сохранить власть, решил опереться на боярство, чем и заложил в итоге основы будущей Смуты, ибо провинциальные дети боярские оказались недоволдьными закрывшимися перспективами. И при первом же ослаблении власти рвануло так, что мало никому не показалось. Как-то, если очень грубо и в первом приближении.
P.S. Впрочем, вопрос надо ставить даже не так - мог или не мог, а иначе - хотел или не хотел. Я так полагаю, что не хотел - он же не революциолнер, чтобы все ломать до основания, а потом. Нет, я так полагаю, что Иван желал вернуть системе более или менее управляемый вид, привести ее в порядок после разболтанности времен боярского правления, и тут он столкунлся с реакцией боярсвта, недовольного в массе своей тем зажимом гаек, что был при иване III и особеннои при Василии (дело Берсеня Беклемишева весьма и весьма примечательно - как, скажи, Rурбский с его делом знаком был - чуть ли не прямо цитирует филиппики Берсеня).
egir
Jun. 30th, 2018 06:08 pm (UTC)
В корне не согласен с ПыСы. Институты (а речь именно о них) можно рассматривать с точки зрения того, что они в абстрактном смысле позволяют. Остальное может быть субъективным подходом власти (монарха, олигархии, репрезентативного органа), может быть умной политикой, может быть и капризом, а значит не может поймать суть института и его, так сказать, грани и границы. Возьмем обратный пример? А что если монарх хочет, но не может? Это разве не граница власти? А вот в "может, но не хочет" граница явно шире.

Что касается институтов, то они вполне создаваемы, как в Московии, так и в той де Испании, скажем (наприм. junta de noche). Важнее юридические границы воле монарха, и как мне кажется, в силу ряда причин, эти границы более широки в Московии, чем, скажем, в Испании или Франции. Отчасти, это - следствие слабого (или почти что несуществующего в политическом смысле) среднего класса. Отчасти - элемент структуры московского, если можно так выразиться, феодализма. Характерно, что большинство интриг крамольных были в общем-то дворцовыми. Еще более характерно, что вотчинники не поднимали мятеж в своих землях, как, скажем, французские сеньоры, а убегали за границу. Иными словами, препоны у Московского государя были несколько иного характера, и зачастую намного меньше являлись вызовами власти в ее юридическом смысле. Т.е., воля государя была более весомой в Московии, чем в западной Европе. Что, кстати, Вы и сам подтверждаете подходом "хотел/ не хотел".

Для меня показательна Опричнина. Царь захотел и организовал Опричнину (в смысле, систему в целом). Потом захотел, и распустил ее. И никаких вопросов. Какой западный монарх XVI в. мог себе такое позволить? (Да, знаю, опричнина как бы и не распускалась, но Вы понимаете о чем я.)

Edited at 2018-06-30 06:08 pm (UTC)
thor_2006
Jun. 30th, 2018 06:36 pm (UTC)
Что есть опричнина? Об этом споры идут уже не первое столетие, а воз и ныне там. Как по мне, так здесь опять таки нет ничего новоизобретенного - Иван просто попробовал создать себе свой новый двор, влить, так-скать, в старые мехи новое вино, а заодно и людишек перебрать, удалив ненадежных и одарив надежных. Потому и роспуска ее как такового не было - как был двор, так он и остался.
Что же до границ власти - на мой взгляд, главнео отличие Московии от Европы в этом вопросе заключалось в том, чт границы государсткой власти имели неформальные ограничения и де-юре нигде и ни в чем не были закреплены. Государь мог делать этак и мог делать так, но от "мог" до реально "делал" - дистанция порой весьма приличного размера. Монарх должен был соответствовать образу государя, который сформировался в общественном сознании, а иначе -

Лжедмитрий попробовал несоответствовать образу - в итоге им выстрелиил из пушки.
egir
Jul. 1st, 2018 10:13 am (UTC)
Я очень дипломатично постарался не вдаваться в детали Опричнины. :P Меня в этом контексте интересует только волеизъявление Ивана и как оно воспринято остальными.

Все-таки вопросы "что есть власть" и "что с властью делать" - две больше разницы, как говаривают в одном хорошо известном причерноморском городе. Об оценке глубины или, если желаете, широты власти вопрос возможностей мне представляется более весомым, чем вопрос желания. Почему? Потому что для того, чтобы взвешенно судить о реалиях, надо иметь компаративный минимум, что-то стабильное, что-то похожее на базовый принцип. Только имея его, мы можем давать оценку действию, сравнивать различные действия, и исходя из возможностей, в некоторых принципах скрывающихся, оценивать решения.

Давайте используем другое слово - не "власть", чтобы подчеркнуть эссенцию вопроса. Если у кого-то есть право, и он может по желанию им воспользоваться или нет, значит позиция этого человека намного сильнее, чем у того, у которого, что бы он там ни хотел, права нет. Власть над возможностями у первого есть, и если она не абсолютна, то значительна, так как дает возможность выбора, room for manoeuvre.У второго же власти вообще нет, он подчинен неотвратимой сингулярности, если можно так выразиться, единичности своего возможного образа действий.
Петр Абрамов
Jun. 28th, 2018 09:16 pm (UTC)
почвы нет, механизмов нет, но очень хочется, при этом есть куча энергии и незаурядный ум (Ивана IV описывали многими разными словами, кроме "дурак", не так ли?).
"Странное учреждение" - не попытка ли решить проблему отсутствия механизма?
torvard
Jun. 28th, 2018 11:05 pm (UTC)
Классическая античная тирания как раз возникала без всяких механизмов, их создавали на ходу. Очевидная слабость государственных механизмов (хоть на Руси, хоть где ещё) никак не противоречит возникновению "тиранического" (репрессивного) правления, а скорее объясняет его.
kouzdra
Jun. 30th, 2018 04:35 pm (UTC)
res publica это и есть видимо наиболее точное переложение common wealth.

Другое дело, что идея что государство само по себе должно служить "общему благу" мне кажется весьма курьезной. Во всяком случае лично мне такое государство и даром не нужно - хоть с выборами, хоть с монархом.

Edited at 2018-06-30 04:37 pm (UTC)
strator
Jun. 28th, 2018 06:11 pm (UTC)
Глубокоуважаемый egir уже все написал, я лишь обращу внимание на название знаменитого труда Томаса Гоббса "Leviathan or The Matter, Forme and Power of a Common-Wealth Ecclesiasticall and Civil" (1651). На русский язык переводят "«Левиафа́н, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского".
Слово State еще только-только входило в оборот. Ну а то, что "государство" во времена Иоанна Васильевича и то же слово в 18 веке, или сегодня - суть вещи очень разные, это, кажется, все знают.
kouzdra
Jun. 30th, 2018 04:29 pm (UTC)
О трех отличия
Разумеется Россия - не Англия и сильно отстала:

Потому как недостаток современности у Ивана прозванного за сами-знаете-что Васильевичем, по сравнению с его аналогами в том, что в отличие от тиранна Анри VIII - кой на 20 лет раньше, конфисковал в Англии всю церковную собственность (с незначительными изъятиями), аббатства посносил (именно с тех пор они и выглядят такими живописными руинами), а недовольных аббатов перевешал, Иван этого не сделал - потому пришлось этим заниматься немного Петру I, основную работу сделала Екатерина II, а дочищали уже большевики.

Согласитесь - вот тут отличия есть и очень существенные.

Edited at 2018-06-30 05:23 pm (UTC)
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

Басманов_старшой
thor_2006
thor_2006

Latest Month

December 2023
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags



Free counters!

АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ – Портал об эволюции человека




Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars