Давным-давно, еще в самом начале своего ЖЖэшного пути поместил я пост под названием Варварское великолепие. Пошерстив те самые явочные челобитные, откуда была взята история про бравого старца Осипа на коне и в саадаце (часть1-я и часть 2-я), нашел несколько опять таки интересных мест про "варварское великолепие", но на этот раз послужильцев детей боярских - как они одевались и что носили с собой и на себе. Итак, несколько цитат...
Цитата 1: "Государыне игуменье Венедихте, иже о Христе с сестрами, бьет челом и являет холоп государев Крестьянинец Матвеев сын Кудрявцев. Деялось, государыни осмъдесят осмаго году за неделю до Ильина дни, веле я из государева жалованья, а из своего поместейца, из Суздалского уезда из селца из Ывачева человеку своему Фетке Окинину быти к себе в Серпухов, а привести ему с собою дватцать рублев денег да конь сер и на свою вотчину на селцо на Пенье з деревнями и на селища вотчинные крепости, купчие записи и государеву жаловалную грамоту, на справку с вотчичи, что я, государыни ж, купил ту вотчину в Суздалском уезде у Семена да у Ширяя у Федоровых детей Хвостова да у Федора Григорьева сына Хвостова их вотчину селцо Пенье з деревнями и на селища, что государь пожаловал тем селцом Пеньем з деревнями и с селищи против их братьи купли старые их вотчины деревни Денисовы и деревни Княинина, деревни Сидорникова, и деревень, и починков, и селищ. И как, государыни, человек мой Фетка будет в Юрьевском уезде меж Петровского и Великого и Боганы на пустошах, и тут ево наехали многие люди незнаемые да его ограбили. А грабежу, государыни, у него взяли: ис под него конь чал с седлои и с уздою, да епанчю белу, да саадак, да саблю, да конь сер, которой я велел к себе привести, да с него сняли платья однарятку лазореву настрафилну, да кафтан голуб шелебединской".
Цитата 2: "Лета 7097-го, бьет челом и являет царю государю Великому князю Федору Ивановичю всея Руси холоп товой, государев, Григорей Иванов сын Осташов на Фому на Васильева сына Торопова да на его племянника на Офонку, на суздалцов на посацких людей. Деялось, государь, в нонешнем 97-м году, приехал яз, холоп твой государев, и с людишками своими в город в Суздаль хлеба купити и спрсился есмь в Мясное заговейно у того Фомы постоять, и он, Фома, меня, холопа твоего к себе стоять пустил. И назавтрие, государь, с понеделника противо фторника на Масленеце в ночи тот меня Фома, холопа твоего с ... своим племянником с Офонкою и со многими с незнаемыми людми бил и грабил. И яз, холоп товой, на том бою и грабежу того Фому и его племянника познал, а их товарищев многих людей не познал. И бив меня, холопа твоего, и грабя, и людишек моих замертво покинули, и человека моего с того бою и грабежу Васки Иванова безвесно нет. А грабежу, государь, взяли в коробейке тритцать рублев денег да шапку черну лисью под черным бархатом, петли на ней жемчюгом низаны, да взяли, государь, чемодан с платьем, а платья в чемодане однорятка тмосиня, сукно ерено, завяски шелк зелен ирейские, да ферези, дороги алы, а на ферезех пугвици враны золотом, да кафтан камка зелена на куницах, на нем кляпыши враны золотом. Да с людишок, государь, с моих сняли с Якуша с Хресникова однорятку лазореву настрафил да ферези зенден зелена, да кафтан теплой заечей, на нем сукно аглинское зелено, да два рубли денег. Да с ЬІванка с Пронина сняли однорятку тмосиню, сукно аглинское, да ферези зенден лазорева, да кафтан мерлушат, на нем сукно лазорево настрафил, да рубль денег. Да с Ветки да с Четвертки сняли две однорятки, сукно лазорево шелефединское, да два кафтана, сукно зелено инбарское".
Цитата 3: "В причесную и великую обитель чеснаго и славноея Покрова Пречистые Богородицы государыни великой старице княине Марие с сестрами биют челом и являют Демидовы люди Ивановичя Черемисинова Офонка Бобынин да Игнатко Федоров. Деялося, государыни, в нынешнем 96-м году на другой неделе Филипова поста во фторник, ехали есмя, государыни, из Суздаля ис ... Спаского Еуфимьева монастыря от архимандрита, и с нами, государыни, ехали Демидовы люди Ивановичя Ондрюшка Семенов да Сенка Филипов, а взяли есмя, государыни, к государю своему к Демиду Ивановичу коробейку за печятию. И как, государыни, будем мы от Суздаля едучи к Гавриловской слободе, не доеждяя Поганово озерка, аже к нам тут взтречу многие люди розбойники и учяли, государыни, нас сечи и бити и грабити. И взяли, государыни, у нас на том розбое государя нашего Демида Ивановичя коробейку за печятию, а того, государь, мы не ведаем, что было в коробейке государя нашего живота. Да у меня, у Офонки, взяли санник ворон с санми и с хомутом и с постилью, а в санех было епанчя, да платия однарятку синю настрафил, завяски багровы, да чугу зелену, около чуги круживо шелк червчят, да саадак, да саблю. А у меня, государыни, у Игнатка, взяли конь чял с седлом и с уздою да платия сняли однорятку белу еренок, да ферези дорогилные зелены, да кафтан теплой, сукно черлено аглинское на тряскех, да шапку лисью под сукном багрец, да саадак, да саблю. Да государя нашего Демида Ивановичя взяли с собою дву человек Ивашка Семенова да Сенку Филипова. А меня, государыни, Игнатка сечена замертво покинули. А яз, Офонка, утек душею да телом в Суздаль и бил есми челом и являл князю Ивану Козловскому да судие Офонасью Сиянову, и то им введомо. А на Ондрюшке было платия однорятка лазорева настрафил да ферези тафтяные червчяты, да кафтан теплой темносинь аглинское, да шапку лисью под сукном том червчятым, да кушак с ножи, да саадак, да саблю, да конь бур с седлом и с уздою. А на Сенке, государыни, было платия однорятка темнозелена аглинская да ферези тафтяны лазоревы, да кафтан теплой, сукно зелено, испод лисей черевей, да шапку лисью под сукном, да кушак с ножи, да мерин в санех сер".
А теперь сравним эти выдержки из документов с изображенным на известной картине С.В. Иванова "Смотр служилых людей" (послужилец стоит по левую руку от конного сына боярского):

Отмечу от себя, что на смотр выходили не абы как, а "красно" и "цветно", а документах послужильцы выезжают в обычной повседневной одежде (понятно, что не в посконных портах и армяке домотканом, в котором он иходили по двору, а в приличном платье "на выезд", но все же...). И какая картинка больше соответствует реальности - ивановская или же, к примеру, Олега Федорова из "Цейхгауза"?

Цитата 1: "Государыне игуменье Венедихте, иже о Христе с сестрами, бьет челом и являет холоп государев Крестьянинец Матвеев сын Кудрявцев. Деялось, государыни осмъдесят осмаго году за неделю до Ильина дни, веле я из государева жалованья, а из своего поместейца, из Суздалского уезда из селца из Ывачева человеку своему Фетке Окинину быти к себе в Серпухов, а привести ему с собою дватцать рублев денег да конь сер и на свою вотчину на селцо на Пенье з деревнями и на селища вотчинные крепости, купчие записи и государеву жаловалную грамоту, на справку с вотчичи, что я, государыни ж, купил ту вотчину в Суздалском уезде у Семена да у Ширяя у Федоровых детей Хвостова да у Федора Григорьева сына Хвостова их вотчину селцо Пенье з деревнями и на селища, что государь пожаловал тем селцом Пеньем з деревнями и с селищи против их братьи купли старые их вотчины деревни Денисовы и деревни Княинина, деревни Сидорникова, и деревень, и починков, и селищ. И как, государыни, человек мой Фетка будет в Юрьевском уезде меж Петровского и Великого и Боганы на пустошах, и тут ево наехали многие люди незнаемые да его ограбили. А грабежу, государыни, у него взяли: ис под него конь чал с седлои и с уздою, да епанчю белу, да саадак, да саблю, да конь сер, которой я велел к себе привести, да с него сняли платья однарятку лазореву настрафилну, да кафтан голуб шелебединской".
Цитата 2: "Лета 7097-го, бьет челом и являет царю государю Великому князю Федору Ивановичю всея Руси холоп товой, государев, Григорей Иванов сын Осташов на Фому на Васильева сына Торопова да на его племянника на Офонку, на суздалцов на посацких людей. Деялось, государь, в нонешнем 97-м году, приехал яз, холоп твой государев, и с людишками своими в город в Суздаль хлеба купити и спрсился есмь в Мясное заговейно у того Фомы постоять, и он, Фома, меня, холопа твоего к себе стоять пустил. И назавтрие, государь, с понеделника противо фторника на Масленеце в ночи тот меня Фома, холопа твоего с ... своим племянником с Офонкою и со многими с незнаемыми людми бил и грабил. И яз, холоп товой, на том бою и грабежу того Фому и его племянника познал, а их товарищев многих людей не познал. И бив меня, холопа твоего, и грабя, и людишек моих замертво покинули, и человека моего с того бою и грабежу Васки Иванова безвесно нет. А грабежу, государь, взяли в коробейке тритцать рублев денег да шапку черну лисью под черным бархатом, петли на ней жемчюгом низаны, да взяли, государь, чемодан с платьем, а платья в чемодане однорятка тмосиня, сукно ерено, завяски шелк зелен ирейские, да ферези, дороги алы, а на ферезех пугвици враны золотом, да кафтан камка зелена на куницах, на нем кляпыши враны золотом. Да с людишок, государь, с моих сняли с Якуша с Хресникова однорятку лазореву настрафил да ферези зенден зелена, да кафтан теплой заечей, на нем сукно аглинское зелено, да два рубли денег. Да с ЬІванка с Пронина сняли однорятку тмосиню, сукно аглинское, да ферези зенден лазорева, да кафтан мерлушат, на нем сукно лазорево настрафил, да рубль денег. Да с Ветки да с Четвертки сняли две однорятки, сукно лазорево шелефединское, да два кафтана, сукно зелено инбарское".
Цитата 3: "В причесную и великую обитель чеснаго и славноея Покрова Пречистые Богородицы государыни великой старице княине Марие с сестрами биют челом и являют Демидовы люди Ивановичя Черемисинова Офонка Бобынин да Игнатко Федоров. Деялося, государыни, в нынешнем 96-м году на другой неделе Филипова поста во фторник, ехали есмя, государыни, из Суздаля ис ... Спаского Еуфимьева монастыря от архимандрита, и с нами, государыни, ехали Демидовы люди Ивановичя Ондрюшка Семенов да Сенка Филипов, а взяли есмя, государыни, к государю своему к Демиду Ивановичу коробейку за печятию. И как, государыни, будем мы от Суздаля едучи к Гавриловской слободе, не доеждяя Поганово озерка, аже к нам тут взтречу многие люди розбойники и учяли, государыни, нас сечи и бити и грабити. И взяли, государыни, у нас на том розбое государя нашего Демида Ивановичя коробейку за печятию, а того, государь, мы не ведаем, что было в коробейке государя нашего живота. Да у меня, у Офонки, взяли санник ворон с санми и с хомутом и с постилью, а в санех было епанчя, да платия однарятку синю настрафил, завяски багровы, да чугу зелену, около чуги круживо шелк червчят, да саадак, да саблю. А у меня, государыни, у Игнатка, взяли конь чял с седлом и с уздою да платия сняли однорятку белу еренок, да ферези дорогилные зелены, да кафтан теплой, сукно черлено аглинское на тряскех, да шапку лисью под сукном багрец, да саадак, да саблю. Да государя нашего Демида Ивановичя взяли с собою дву человек Ивашка Семенова да Сенку Филипова. А меня, государыни, Игнатка сечена замертво покинули. А яз, Офонка, утек душею да телом в Суздаль и бил есми челом и являл князю Ивану Козловскому да судие Офонасью Сиянову, и то им введомо. А на Ондрюшке было платия однорятка лазорева настрафил да ферези тафтяные червчяты, да кафтан теплой темносинь аглинское, да шапку лисью под сукном том червчятым, да кушак с ножи, да саадак, да саблю, да конь бур с седлом и с уздою. А на Сенке, государыни, было платия однорятка темнозелена аглинская да ферези тафтяны лазоревы, да кафтан теплой, сукно зелено, испод лисей черевей, да шапку лисью под сукном, да кушак с ножи, да мерин в санех сер".
А теперь сравним эти выдержки из документов с изображенным на известной картине С.В. Иванова "Смотр служилых людей" (послужилец стоит по левую руку от конного сына боярского):

Отмечу от себя, что на смотр выходили не абы как, а "красно" и "цветно", а документах послужильцы выезжают в обычной повседневной одежде (понятно, что не в посконных портах и армяке домотканом, в котором он иходили по двору, а в приличном платье "на выезд", но все же...). И какая картинка больше соответствует реальности - ивановская или же, к примеру, Олега Федорова из "Цейхгауза"?
