thor_2006 (thor_2006) wrote,
thor_2006
thor_2006

Categories:
  • Location:
  • Mood:

Дерзкая мысль

(я бы даже сказал - немножко безумная) родилась как продолжение поста про Мануал для королевича. По ходу обсуждения всплыл один интересный вопрос об изображенном на знамени одной из русских "сотен" одноглавом орле, и вот решил я таки провести некоторое небольшое такое изыскание по этому вопросу. И вот что получилось в итоге...
   Итак, сперва сама картинка, с которой все началось:
csc_1383


   Эта картинка, в свою очередь, является фрагментом батального полотна Ш. Богушевича, изображающей эту самую несчастную для русских и их союзников шведов битву при Клушино в 1610 г., решившей судьбу Смоленска и царя Василия Шуйского:
Battle_of_Klushino_1610


   Для сравнения - современная (в смысле тем событиям) гравюра на ту же тему:
Kłuszyn_1610


   О самом живописьце можно посмотреть здесь. Обращает на себя внимание тот факт, что наш живописець был участником похода и той самой битвы - следовательно, перед нами точка зрения очевидца (да-да-да, я понимаю, "врет, как очевидец", но все же...).
   Идем дальше. Русская часть войска, разбитого поляками в этом сражении, включала в себя конные "сотни", которые покойный воевода Скопин-Шуйский привел с северо-западных уездов, в т.ч. из Новгорода и Пскова и пр. А теперь небольшая подборка прорисовок с полушек времен Ивана Грозного - Михаила Федоровича:
   1. Новгородская полушка:
Новгородская полушка


   2. Полушка чекана начала правления Ивана IV (кстати, есть такая полушка, но позолоченная - уж не наградная ли это полушка?):
Полушка начала Ивана позол


   3. Полушка чекана времен Ивана Грозного:
Полушка Ивана Грозного


   4. Полушка псковской чеканки:
Псковская полушка


   5. Полушка Василия Шуйского чеканки новгородского монетного двора:
Полушка Вас.Шуйского, Новгород


   6. И, напоследок, полушка времен Михаила Федоровича, тоже новгородской чеканки:
полушка Мих.Фед, Новгород


   А теперь сопоставим имеющиеся факты. Ш. Богушевич рисовал картину чуть ли не под личным присмотром самого С. Жолкевского в 1620 г. Далее, в войске Д. Шуйского и Я, Делагарди были набранные в северо-западных уездах "сотни" поместной русской конницы. Мотив одноглавой птицы регулярно встречается на монетах русской чеканки того времени (надо ли пояснять, что на монетах символы отнюдь не с потолка берутся и имеют определенный смысл?), причем чеканка эта осуществляется на монетных дворах Новгорода и Пскова. Знамена были нужны и для отличия своих от чужих, и для управления войсками на поле боя.
   И терерь вывод, ради чего, собственно, все и затевалось - та самая дерзкая и/или безумная мысль: а что, если... Одним словом, если то, что нарисовано Богушевским, реальность, то, выходит, он нарисовал настоящие знамена, и в данном случае мы имеем налицо изображение знамени одной из конных "сотен" "силы новгородской". Выходит, что так, а вот как было на самом деле - ???
Tags: Из прошлого: любопытные заметки, военно-исторические заметки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Выпускайте кракена!

    Русский князь на охоте - сыскано на просторах Сети...

  • Литовщина - 20

    Конец – делу венец? Кампания 1567 г., по существу, стала последней, когда стороны, отчаявшись решить дело за столом переговоров, решили еще раз…

  • 14-й воин

    Joan Francesc Oliveras Pallerols и его викинг-рус на Волге, X век.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Recent Posts from This Journal

  • Выпускайте кракена!

    Русский князь на охоте - сыскано на просторах Сети...

  • Литовщина - 20

    Конец – делу венец? Кампания 1567 г., по существу, стала последней, когда стороны, отчаявшись решить дело за столом переговоров, решили еще раз…

  • 14-й воин

    Joan Francesc Oliveras Pallerols и его викинг-рус на Волге, X век.