(я бы даже сказал - немножко безумная) родилась как продолжение поста про Мануал для королевича. По ходу обсуждения всплыл один интересный вопрос об изображенном на знамени одной из русских "сотен" одноглавом орле, и вот решил я таки провести некоторое небольшое такое изыскание по этому вопросу. И вот что получилось в итоге...
Итак, сперва сама картинка, с которой все началось:

Эта картинка, в свою очередь, является фрагментом батального полотна Ш. Богушевича, изображающей эту самую несчастную для русских и их союзников шведов битву при Клушино в 1610 г., решившей судьбу Смоленска и царя Василия Шуйского:

Для сравнения - современная (в смысле тем событиям) гравюра на ту же тему:

О самом живописьце можно посмотреть здесь. Обращает на себя внимание тот факт, что наш живописець был участником похода и той самой битвы - следовательно, перед нами точка зрения очевидца (да-да-да, я понимаю, "врет, как очевидец", но все же...).
Идем дальше. Русская часть войска, разбитого поляками в этом сражении, включала в себя конные "сотни", которые покойный воевода Скопин-Шуйский привел с северо-западных уездов, в т.ч. из Новгорода и Пскова и пр. А теперь небольшая подборка прорисовок с полушек времен Ивана Грозного - Михаила Федоровича:
1. Новгородская полушка:

2. Полушка чекана начала правления Ивана IV (кстати, есть такая полушка, но позолоченная - уж не наградная ли это полушка?):

3. Полушка чекана времен Ивана Грозного:

4. Полушка псковской чеканки:

5. Полушка Василия Шуйского чеканки новгородского монетного двора:

6. И, напоследок, полушка времен Михаила Федоровича, тоже новгородской чеканки:

А теперь сопоставим имеющиеся факты. Ш. Богушевич рисовал картину чуть ли не под личным присмотром самого С. Жолкевского в 1620 г. Далее, в войске Д. Шуйского и Я, Делагарди были набранные в северо-западных уездах "сотни" поместной русской конницы. Мотив одноглавой птицы регулярно встречается на монетах русской чеканки того времени (надо ли пояснять, что на монетах символы отнюдь не с потолка берутся и имеют определенный смысл?), причем чеканка эта осуществляется на монетных дворах Новгорода и Пскова. Знамена были нужны и для отличия своих от чужих, и для управления войсками на поле боя.
И терерь вывод, ради чего, собственно, все и затевалось - та самая дерзкая и/или безумная мысль: а что, если... Одним словом, если то, что нарисовано Богушевским, реальность, то, выходит, он нарисовал настоящие знамена, и в данном случае мы имеем налицо изображение знамени одной из конных "сотен" "силы новгородской". Выходит, что так, а вот как было на самом деле - ???
Итак, сперва сама картинка, с которой все началось:

Эта картинка, в свою очередь, является фрагментом батального полотна Ш. Богушевича, изображающей эту самую несчастную для русских и их союзников шведов битву при Клушино в 1610 г., решившей судьбу Смоленска и царя Василия Шуйского:

Для сравнения - современная (в смысле тем событиям) гравюра на ту же тему:

О самом живописьце можно посмотреть здесь. Обращает на себя внимание тот факт, что наш живописець был участником похода и той самой битвы - следовательно, перед нами точка зрения очевидца (да-да-да, я понимаю, "врет, как очевидец", но все же...).
Идем дальше. Русская часть войска, разбитого поляками в этом сражении, включала в себя конные "сотни", которые покойный воевода Скопин-Шуйский привел с северо-западных уездов, в т.ч. из Новгорода и Пскова и пр. А теперь небольшая подборка прорисовок с полушек времен Ивана Грозного - Михаила Федоровича:
1. Новгородская полушка:

2. Полушка чекана начала правления Ивана IV (кстати, есть такая полушка, но позолоченная - уж не наградная ли это полушка?):

3. Полушка чекана времен Ивана Грозного:

4. Полушка псковской чеканки:

5. Полушка Василия Шуйского чеканки новгородского монетного двора:

6. И, напоследок, полушка времен Михаила Федоровича, тоже новгородской чеканки:

А теперь сопоставим имеющиеся факты. Ш. Богушевич рисовал картину чуть ли не под личным присмотром самого С. Жолкевского в 1620 г. Далее, в войске Д. Шуйского и Я, Делагарди были набранные в северо-западных уездах "сотни" поместной русской конницы. Мотив одноглавой птицы регулярно встречается на монетах русской чеканки того времени (надо ли пояснять, что на монетах символы отнюдь не с потолка берутся и имеют определенный смысл?), причем чеканка эта осуществляется на монетных дворах Новгорода и Пскова. Знамена были нужны и для отличия своих от чужих, и для управления войсками на поле боя.
И терерь вывод, ради чего, собственно, все и затевалось - та самая дерзкая и/или безумная мысль: а что, если... Одним словом, если то, что нарисовано Богушевским, реальность, то, выходит, он нарисовал настоящие знамена, и в данном случае мы имеем налицо изображение знамени одной из конных "сотен" "силы новгородской". Выходит, что так, а вот как было на самом деле - ???