thor_2006 (thor_2006) wrote,
thor_2006
thor_2006

Categories:

Ниппонские дела...

      По совету камрада qebedo купил таки себе первую и вторую часть трилогии А.Ф. Прасола"Объединение Японии" - про Ода Нобунагу и Тоётоми Хидэёси. Объемистые такие книжки, неплохо выполненные (приятно взять в руки), с картинками (несколько, правда, порой странноватыми, но все же это лучше, чем ничего). Жанр - я бы его определил как несколько беллетризованные биографии главных героев на фоне эпохи (процентов 10-15 от общего объема книг занимает именно характеристика эпохи).
      Естественно, учитывая, что речь идет в обеих книгах о героях эпохи "Сэнгоку дзидай", без краткой характеристики военного дела Страны Восходящего солнца не обошлось. Поскольку автор, насколько видно из биографии, все же в большей степени историк-культуровед, но никак не военный историк и не историк военного дела, то, характеризуя японское военное дело, он опирается (судя по разбросанным семо и овамо в тексте ссылкам) на Томаса Конлана и его энциклопедию японского военного дела эпохи междуусобных войн.
      Насколько точен автор (и его информатор, если я его верно определил) - не мне судить, я не японист (будем надеяться, что тут все прилично), но сообщаемые им сведения вельми зело интересны, чтобы ими не поделиться. К примеру, каким были принятые ниппонцами в те патриархальные времена "нормативы" мобилизации. Средняя температура по больнице (с учетом того, что в разных провинциях она могла меняться в ту или иную сторону) - "Хяккан икки", или "сто каммон - один всадник", что означало - со ста каммон (автор книги дает перерасчет - примерно 700-800 нынешних $) ежегодного доходу 1 всадник, но под "всадником" имеется в виду условное "копье", т.е. не только сам всадник, но еще его телохранитель-адъютант, оруженосец, обозник-кошевой и конюх. Структура "копья" могла меняться, но ее численный состав - на одного всадника еще 4 его сопровождающих, не менялся (впрочем, автор сообщает, что клан Ходзё требовал выставить "всадника" с 50 каммон дохода).
      Любопытно, что со временем норма мобилизации была установлена в рисовом эквиваленте - исходя из соотношения 1 каммон серебра= 5 коку (750 кг) риса. Коку риса - это 150 кг риса. Считалось, что 150 кг риса хватит для прокормления взрослого мужчины (а ниппонцы тогда были малорослы - чуть больше полутора метров) в год (гм, выходит, в ккал всего около 1400. Немного, совсем немного. У нас считается полуголодное, в режиме жесткой экономии, существование в это время примерно равнялось 1800 ккал). Если попробовать пересчитать на наши меры, то выходит примерно 1 коку риса с нашей десятины, следовательно, "всадник" выставлялся с 500 коку риса, или все та же норма один воин с 100 десятин.
      И насчет того, сколько японские "интенданты" в то время считали необходимым иметь на прокорм воина в день в походе - 1-1,5 кг риса в день, сдобренного 30 г мисо, в перерасчете на калории выходит на душу населения от 3400 до 5100 ккал.

155k119f


Tags: "микроистория", Из прошлого: любопытные заметки, военно-исторические заметки, краткие рецензии, логистика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments