?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

      Вся эта история с поиманием Ивана Лыка и обидой князя Бориса на своего старшего брата выглядит как-то несерьезно по детски, что ль. В самом деле – хорошо, пускай Иван III ведет себя не по братски и не собирается делиться новыми примыслами с братьей и, о ужас, даже вторгается в юрисдикцию братьи (теоретически, де-юре, он и в самом деле нарушил обычай, зафиксированный в межкняжеских докончаньях). Но если ты делаешь заявку на то, чтобы великое княжение по-прежнему, как и в старые добрые времена (а когда они были-то, эти старые добрые времена?), оставалось некоей семейной фирмой «Калитичи ltd», родственным владением, ну так и, в таком случае, нести ответственность за благополучие фирмы должны нести все ее владельцы. А тут выходит, что какбэ Иван должон обеспечивать дивиденды, а его братья – только потреблять их, и ничего более. Нет, напротив, при случае пускать по ветру имущество фирмы (а как иначе можно назвать их поведение во время мятежа?).
      В самом деле – если вы владельцы семейного предприятия, ну так и ведите себя соответственно – помогите Пскову, дайте окорот своим детям боярским, раздухарившимся в Великих Луках и пр. (кстати, в таком случае и ваш собственный авторитет в глазах тех же псковичей неизбежно вырастет, и на переговорах с великим князем позиция братьи будет получше. А так… Что там по тому делу сказал наш министр внешних сношений?). Ан нет – налицо позиция маленького дитяти, обидевшегося из-за того, что ему не дали новую игрушку – такую, как у старшего брата, и устроившего по этому поводу истерику с соплями, слезами, завываниями, катанием по земле и пр. театральностями. И то еще ничего, если бы от этого не страдали те самые черные людишки, своими руками создававшие те самые дивиденды, на которые братья могли шиковать и барствовать. Иван III, прагматик, так или иначе понимал, что овцу лучше все же регулярно стричь и доить, а не зарезавши раз, сожрать ее, а потом положить зубы на полку. Сразу видно государственного мужа, а не великовозрастного дитятю. И то еще нашим дитятям повезло, что Иван пошел с ними на примирение (несмотря на их шашни с Казимиром IV) – спасибо хану Ахмату, который в очередной раз за данью пришел на Русскую землю.
      Справедливости ради отметим, что поведение братьи великокняжеской и их шестников вовсе не было, судя по всему, чем-то необычайным. Возьмем, к примеру, Типографскую летопись, а в ней запись под 6989 годом: «Тое же зимы прииде великая княгиня Софья из бегов, бе бо бегала на Белоозеро от татар, а не гонял никто, и по которым странам ходили, тем пуще стало татар и от боярьскых холопов, от кровопивцев крестьяньскых». Летописец даже патетически (воздев руки, не иначе) восклицает: «Воздай же им, Господи, по делом их и по лукавствоу начинаниа их…». И что любопытно – когда летописцы описывают, к примеру, злодейства великокняжеских ратников где-нить в Новгородчине – тут туда-сюда понятно, новгородцы вроде бы как изменники и все такое, ну а здесь чем оправдать? От них иройств всяких ожидают, а они чижика съели? В общем, «белые пришли – грабють, красные пришли – опять грабють, и куды бедному мужику податься?» (o tempora, o mores)…
      Ну а что же было с Иваном-то Лыком, спросите вы, уважаемый читатель, с Иваном, из-за которого и разгорелся весь этот сыр-бор. Увы-увы, ни следственного дела не сохранилось, ни летописи ничего не говорят. Известно только, что в 1483 г. Иван III отправляет Ивана Лыко послом к своему вятшему другу крымскому «царю» Менгли-Гирею потом ходил походом на вятчан и литовцев, а в 1495-1497 гг. наместничал в Новгороде. Вот уж действительно – «других писателей у меня для вас нет», приходится работать с теми, кто есть.

c4a0eae7-45c1-484b-bda6-1c65c2bc43de_800x600


      P.S. Следствие и отложенная мораль всей этой истории. На фоне всех этих «подвигов» (и «подвигов» князя Андрея, который Курбский, кстати – он же один из «силных во Израиле», все страдал за ихнюю судьбу печальную) в общем-то нетрудно представить себе, чем занимались наместники во времена пресловутого «боярского правления» и почему Иван II Васильевич в конце концов озверел (молод был, горяч, не то что дед – южная, греческая кровь сказалась, что ль?)…
      P.P.S. А в запасе есть еще одна подобная история из тех же времен про другого князя – стоит ли ее рассказывать?


Comments

( 28 comments — Leave a comment )
a_pereswet
Jul. 22nd, 2016 04:10 am (UTC)
Стоит, стоит!
Уточнение: Иван II?
thor_2006
Jul. 22nd, 2016 04:12 am (UTC)
Это же просто - Иван I Васильевич Грозный - дед, Иван II Васильевич Грозный - внук! ;)
a_pereswet
Jul. 22nd, 2016 08:04 am (UTC)
Чё-т я туплю! А тт.Калита и Красный у нас нынче по каким спискам проходят? :)
nil_0
Jul. 22nd, 2016 10:30 am (UTC)
А они разве васильевичи?
a_pereswet
Jul. 22nd, 2016 10:35 am (UTC)
Чёрт, об этом-то я и не подумал!
kirvid
Jul. 22nd, 2016 04:31 pm (UTC)
Тогда не Иван II, а Иван Васильевич II.
Петр Абрамов
Jul. 22nd, 2016 06:03 am (UTC)
а как братья объясняли свои действия? обиду предъявили, а дальше было что? попытка силой взять причитающуюся (по их мнению) долю? попытка свергнуть великого князя (да не дураки наверное)? или просто давно не было у них грабь-похода, а тут обоснование для него придумали?
thor_2006
Jul. 22nd, 2016 05:51 pm (UTC)
В том-то и дело, что все ихние действия выглядят именно как обида на старшего брата. Взять силой то, что они полагали своим - не могли (пришлось за помощью к Казимиру обращаться, по договору, а тут отлуп им вышел), свергнуть Ивана - так далеко они в силу своей убогости умственной не заходили. А вот насчет пограбить - всегда пожалуйста.
Петр Абрамов
Jul. 23rd, 2016 06:19 am (UTC)
> свергнуть Ивана - так далеко они в силу своей убогости умственной не заходили
ну да, в должности Ивана III еще и работать надо, не только лебедей жареных немецким шнапсом запивать, а кому работать охота :)
d_orlov
Jul. 22nd, 2016 06:16 am (UTC)
А что за картина?

Странный какой-то сюжет
thor_2006
Jul. 22nd, 2016 05:48 pm (UTC)
К. Лебедев «Послы к боярину Стрешневу» - из времен Тишайшего.
kirillkrm
Jul. 22nd, 2016 07:21 am (UTC)
Конечно, стоит.
grigvas
Jul. 22nd, 2016 08:07 am (UTC)
Конечно, расскажите!

Мог ли Лыко, чисто теоретически, получить прощение, совершив какое-нибудь славное деяние - в сече с татарами отличился, например? Или в самом деле, у Ивана III был "кадровый голод" и всякое лыко укладывали в строку?
thor_2006
Jul. 23rd, 2016 05:31 am (UTC)
Это вряд ли - тогда штрафных рот не было. А так - я в принципе и не сомневаюсь, что Иван Лыко был храбрым человеком, бойцом и все такое - но вот привычки - они ж вторая натура. Тот Басенок - герой? Герой! Но Русу ограбил - ограбил...
grigvas
Jul. 23rd, 2016 05:36 am (UTC)
Ну, мог быть выпущенный из-под стражи Лыко на Угре? Сказал великий князь: - Нашел время, когда сидеть, выпустил проштрафившегося слугу, а тот какого-нибудь языка добыл - и тем вернул княжье благоволение.

Басенок герой, да и рейд-то был грабительским - Басенок вдвойне герой, что сумел организоваться в сложной ситуации и выиграть бой у превосходящего противника.

Edited at 2016-07-23 05:37 am (UTC)
Петр Абрамов
Jul. 23rd, 2016 08:36 am (UTC)
я за версию, что ограничилось словами "бес попутал", целованием ж... великого князя потом теми же губами креста :)
thor_2006
Jul. 23rd, 2016 08:54 am (UTC)
"Бес попутал" - это всенепременно, ибо он таков, Враг рода человеческого! ;)
grigvas
Jul. 23rd, 2016 08:54 am (UTC)
Ну вот взяли Лыко, заковали в железа, бросили в погреб, на хлеб и воду.
Сам князь его вспомнил и извлек, заставил каяться? Или какой-нибудь доброхот князю напомнил, мол сидит у тебя один такой молодец, проворовался, бывает, да исправился, пусть заслужит прощение твое рубкой злых татаровьев на фронте Угры?

Вот что интересно - как осуществлялось тогда процедура княжеского ПРОЩЕНИЯ?
thor_2006
Jul. 23rd, 2016 11:12 am (UTC)
Митрополит и епископы печаловались, думаю.
potatothief
Jul. 22nd, 2016 08:55 am (UTC)
"И то еще ничего, если бы от этого не страдали те самые черные людишки" - Не своё, не жалко.
torkvvemada
Jul. 22nd, 2016 09:28 am (UTC)
"молод был, горяч, не то что дед – южная, греческая кровь сказалась, что ль?…"
Может Мамай прорезался?

Рассказ отличный, ждем аналогичных.
faber_scriptor
Jul. 22nd, 2016 10:18 am (UTC)
Наверное я не первый, но все-таки:
https://www.youtube.com/watch?v=mvSen50SICc
anrike
Jul. 22nd, 2016 10:28 am (UTC)
== южная, греческая кровь сказалась

Скорее сербская, Якшичей. Так-то там кроме греков ещё и феррарские Эсте были ...
old_fenrir
Jul. 22nd, 2016 07:13 pm (UTC)
Вообще, помнится, там в переписке у Грозного с Курбским было и
"Только бы у меня не отняли юницы моей, кроновых жертв не было бы". И ртуть либо мышьяк в запредельных концентрациях в останках чуть ли не всей царской фамилии 16 в.("Борджиа" отдыхают).

Ну, а учитывая, что ртутное отравление дурно влияет на психику (и выпадение волос) + тяжелый характер и тяжелое детство Тирана (второго) Васильевича - "либерально-демократическое" боярство "за что боролось - на то и напоролось"(с). Не удалось травануть царя-батюшку вместе с царицей-матушкой.
cmike
Jul. 23rd, 2016 07:55 am (UTC)
Хм
А был ли Иван Васильевич II столь же ответственным, как дед? :)
thor_2006
Jul. 23rd, 2016 08:03 am (UTC)
Re: Хм
А то! И страдал от того, что боялся потерять все, что было нажит непосильным трудом предком и его самого из-за козней бояр да дьяков изменников. ;)
megamihalych
Jul. 24th, 2016 06:09 am (UTC)
Еще, пожалуйста, историю!
megamihalych
Jul. 24th, 2016 06:40 am (UTC)
Кстати, я все вспоминаю тезис Акунина о том, что в Англии большие люди были судимы и казнены за обиды маленьким людям, а в России этого не было.
Я даже тогда у Вас спрашивал о контрпримере, и Вы тогда с ним не нашлись.

Так вот Лыко - почти пример.
Только многомудростью Тираннового деда обошлось и не стал Лыко контпримером против тезиса Акунина. Так тож дед! А у внука? Неуж у Тиранна среди среди многочисленных оптимизированных бояр не найдется дело об обидах простому люду?
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

Басманов_старшой
thor_2006
thor_2006

Tags



Free counters!

АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ – Портал об эволюции человека




Comments

  • thor_2006
    29 Jan 2023, 07:41
    Живорождение доказано только ддя ихтиозавров, остальные вероятнее всего яйца откладывали- или в воду как некоторые современные морские змеи, или на берег, как черепахи.
  • thor_2006
    28 Jan 2023, 16:46
    А вот морские рептилии самых разных видов - плезиозавры, мозазавры и т.д. - они-то, получается, должны были стать живородящими? И, вероятно, ДО того, как перейти на полностью водный образ жизни?..
  • thor_2006
    28 Jan 2023, 15:12
    И Индия и Китай страны-континенты (как и Россия). Просто Китай был объединен в одно гос-во(как и Россия), а Индия не была (вероятно, поэтому Китай так и не был в отличие от Индии полностью превращен…
  • thor_2006
    28 Jan 2023, 12:41
    а-а-а, вот оно что! ну — ждите. будут. только...ДО. )))
  • thor_2006
    28 Jan 2023, 09:37
    >>какие мстители?

    Мстители, в изначальном смысле слова, "око за око, зуб за зуб". Умеют русские в гражданскую войну, поэтому разборки на тему "Кто виноват?" обязательно будут.
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars