Буйный старец
Жизнь, она такая штука – иногда такие коленца выкидывает, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Вот и есть на примете такая вот история из монастырского житья-бытья.
Итак, на дворе 1583 год от Р.Х. (а от сотворения мира 7091-й). Бьют челом монаси Кирилло-Белозерского монастыря (того самого любимого Tyrann’ом, куда он собирался постричься, и по образу и подобию императора Никифора Фоки келью себе присмотрел, и послание писал – то самое, киношное) на старца Александра. А чем не угодил монасям старец почтенный (или непочтенный)? А из челобитной следует, что в обители завелся ну прямо таки брат Тук собственной персоной – цитирую:
«Живет, государь, тот Александр не по чину по монастырскому: к церкви, государь, не ходит и строит пустыню, в монастырь, государь, столко не живет, сколко живет в пустыне; и монастырь, государь, Кирилов пустошит, и из казны и из погребов и с сушила всякие запасы, и с мелниц муку и солод, и из сел всякой хлеб емлет и провадит к себе, в пустыню
А в монастырь, государь, в Кирилов приехав, меня игумена и старцов соборных лает блядиными детми, а иных, государь, старцов и из собору выметал и к морю розослал; а выкинул, государь, из собору стара Христофора да Касьяна да Геронтея да Иева да Мисаила да Геласею, а прочую, государь, братию, служебников и крылошан, колет остном и бьет плетми, без нашего игуменского и без старческого совету, и на чепь и в железа сажает.
И строителем, государь, был на Москве полсема года, а отчету в монастырской казне не дал. И после ефимона на погребе пьет силно с теми людми, которые емлет с собою в пустыню; и братии, государь, грозит, хочет в чепь и в железа сажати насмерть, и тебе ж государю хочет оговаривати ложью старцов и всю братию, и от тех, государь, его побой и гроз братия бегут розно.
Православный царь государь! Укажи нам, как с Олександром прожити; а про пустыню, государь, про его строенье, вели сыскати. И общежителство, государь Кириловское, разоряет, слуги и лошади держит собинные, и саадаки и сабли и ручницы возит с собою, и солью, государь, торгует себе на собину, и лодки у него с солью ходят опричь монастырских. То, государь, безчиние в Кирилове монастыре он ввел. Государь, смилуйся, сыщи…».
Вот такие дела творились во времена оны на святой Руси…

Итак, на дворе 1583 год от Р.Х. (а от сотворения мира 7091-й). Бьют челом монаси Кирилло-Белозерского монастыря (того самого любимого Tyrann’ом, куда он собирался постричься, и по образу и подобию императора Никифора Фоки келью себе присмотрел, и послание писал – то самое, киношное) на старца Александра. А чем не угодил монасям старец почтенный (или непочтенный)? А из челобитной следует, что в обители завелся ну прямо таки брат Тук собственной персоной – цитирую:
«Живет, государь, тот Александр не по чину по монастырскому: к церкви, государь, не ходит и строит пустыню, в монастырь, государь, столко не живет, сколко живет в пустыне; и монастырь, государь, Кирилов пустошит, и из казны и из погребов и с сушила всякие запасы, и с мелниц муку и солод, и из сел всякой хлеб емлет и провадит к себе, в пустыню
А в монастырь, государь, в Кирилов приехав, меня игумена и старцов соборных лает блядиными детми, а иных, государь, старцов и из собору выметал и к морю розослал; а выкинул, государь, из собору стара Христофора да Касьяна да Геронтея да Иева да Мисаила да Геласею, а прочую, государь, братию, служебников и крылошан, колет остном и бьет плетми, без нашего игуменского и без старческого совету, и на чепь и в железа сажает.
И строителем, государь, был на Москве полсема года, а отчету в монастырской казне не дал. И после ефимона на погребе пьет силно с теми людми, которые емлет с собою в пустыню; и братии, государь, грозит, хочет в чепь и в железа сажати насмерть, и тебе ж государю хочет оговаривати ложью старцов и всю братию, и от тех, государь, его побой и гроз братия бегут розно.
Православный царь государь! Укажи нам, как с Олександром прожити; а про пустыню, государь, про его строенье, вели сыскати. И общежителство, государь Кириловское, разоряет, слуги и лошади держит собинные, и саадаки и сабли и ручницы возит с собою, и солью, государь, торгует себе на собину, и лодки у него с солью ходят опричь монастырских. То, государь, безчиние в Кирилове монастыре он ввел. Государь, смилуйся, сыщи…».
Вот такие дела творились во времена оны на святой Руси…
