Мухаммед-Эмин и его братья. Конец...
Конец, как известно, делу венец, и сколько бы веревочке не виться, рано или поздно она заканчивается. Так и тут - длинный вышел сериал...
Прибытие в Москву казанского гонца было встречено если не с ликованием, то с облегчением. «Для христианскихъ душъ, кои въ бесерменскиа руки попали, да и устроениа ради христианскаго» челобитье Мухаммед-Эмина было удовлетворено и к нему убыл государев дьяк Елка Сурков с конкретными предложениями о замирении. Вслед за этим Мухаммед-Эмин отпустил Михаила Кляпика и тех из гостей, кто уцелел во время памятной резни и томился в казанских тюрьмах, и прислал в Москву своего посла Бараш-Сеида «бити челомъ о миру, о братстве и о дружбе, какъ было со отцемъ его съ великимъ княземъ Иваномъ Василиевичемъ всеа Русии». 8 сентября 1507 г. (примерно тогда же, когда в степи бились ногаи с крымцами) мир между Василием III и Мухаммед-Эмином был заключен и ханский посол был отпущен в Казань вместе с великокняжеским послом боярином окольничим И.Г. Поплевиным и дьяком А. Лукиным.
С чем связана эта перемена в настроении Мухаммед-Эмина и его карачей – история об этом умалчивает. Связана ли она с тем, что брат Мухаммед-Эмина «царевич» Худайкул, в конце 1505 г. покрестился в православную веру и принял имя Петра, был выпущен из московского «нятства», в котором пребывал доселе, а в январе 1506 г. Василий III женил его на своей сестре Евдокии? Или же на позицию казанцев повлияли известия о пересылках Москвы с ногаями? Или богатые подарки карачеям? Или же прав М.Г. Худяков, который писал, что Мухаммед-Эмин, устроив резню русских купцов и совершив набег на Нижний Новгород, а затем, разбив русские полки на подступах к Казани, укрепил свои политические позиции в Казани и мог предложить теперь Василию мир на устраивающих его, «царя» условиях? И не была ли, в таком случае, история с посылкой гонца к Сигизмунду лишь орудием давления на Москву? Об этом сегодня трудно судить. Но факт остается фактом – осенью 1507 г. мир между Москвой и Казанью был восстановлен, призрак тройственного союза окончательно рассеялся, и Василий III мог теперь сосредоточиться на ведении войны с Литвой. Последняя же к этому времени фактически осталась с Русским государством один на один, так как крымский хан, отправив Мухаммед-Гирея в поход летом 1507 г., потом не изъявлял особого желания повторить подобную экспедицию – не иначе, как занявшись разрешением ногайского и астраханского вопросов. А в решении последнего он зависел от помощи Москвы. И стоило ему в таком случае усугублять отношения с потенциальным партнером?
P.S. Сигизмунд попытался реанимировать идею тройственной коалиции в 1516 г., когда, утратив Смоленск и чувствуя неспособность переломить ход войны силами одного лишь Великого Литовского княжества (а крымский царь, теперь уже Мухаммед-Гирей, продолжая заигрывать с Москвой насчет астраханской экспедиции, не торопился, несмотря на все свои заверения в лучших чувствах, ополчаться супротив Московита), попробовал снова договориться с Мухаммед-Эмином. В июне этого года он отправил казанскому хану своего посланца с грамотой, из которой мы узнаем, что присланный ко двору казанца великокняжеский гонец Сорока там и умер, не вернувшись на родину (уже не попал ли он в тюрьму вместо Михаила Кляпика как знак добрых намерений Мухаммед-Эмина и его готовности восстановить мир и дружбу с Василием III?), и что Сигизмунд посылал и других послов, но безрезультатно, ибо они так и не смогли попасть в Казань (пути не было - война крымцев с ногаями шла, не иначе), и что он, Сигизмунд, одержал тем временем великую победу над московитами, побив их 80-тысячную рать и взяв в плен многих московских князей, воевод и ратных людей, и что было бы неплохо, если бы Мухаммед-Эмин вспомнил о старой идее и выступил бы вместе с ним, Сигизмундом, и с Менгли-Гиреем, против Василия III, и атаковал бы Нижний Новгород. Однако, это послание Сигизмунда I, судя по всему, осталось без ответа...
Не плачь, брат мой, будут тебе поминки:

P.S. Особая благодарность камраду
oleggg888, без которого этот сериал не состоялся бы!
Прибытие в Москву казанского гонца было встречено если не с ликованием, то с облегчением. «Для христианскихъ душъ, кои въ бесерменскиа руки попали, да и устроениа ради христианскаго» челобитье Мухаммед-Эмина было удовлетворено и к нему убыл государев дьяк Елка Сурков с конкретными предложениями о замирении. Вслед за этим Мухаммед-Эмин отпустил Михаила Кляпика и тех из гостей, кто уцелел во время памятной резни и томился в казанских тюрьмах, и прислал в Москву своего посла Бараш-Сеида «бити челомъ о миру, о братстве и о дружбе, какъ было со отцемъ его съ великимъ княземъ Иваномъ Василиевичемъ всеа Русии». 8 сентября 1507 г. (примерно тогда же, когда в степи бились ногаи с крымцами) мир между Василием III и Мухаммед-Эмином был заключен и ханский посол был отпущен в Казань вместе с великокняжеским послом боярином окольничим И.Г. Поплевиным и дьяком А. Лукиным.
С чем связана эта перемена в настроении Мухаммед-Эмина и его карачей – история об этом умалчивает. Связана ли она с тем, что брат Мухаммед-Эмина «царевич» Худайкул, в конце 1505 г. покрестился в православную веру и принял имя Петра, был выпущен из московского «нятства», в котором пребывал доселе, а в январе 1506 г. Василий III женил его на своей сестре Евдокии? Или же на позицию казанцев повлияли известия о пересылках Москвы с ногаями? Или богатые подарки карачеям? Или же прав М.Г. Худяков, который писал, что Мухаммед-Эмин, устроив резню русских купцов и совершив набег на Нижний Новгород, а затем, разбив русские полки на подступах к Казани, укрепил свои политические позиции в Казани и мог предложить теперь Василию мир на устраивающих его, «царя» условиях? И не была ли, в таком случае, история с посылкой гонца к Сигизмунду лишь орудием давления на Москву? Об этом сегодня трудно судить. Но факт остается фактом – осенью 1507 г. мир между Москвой и Казанью был восстановлен, призрак тройственного союза окончательно рассеялся, и Василий III мог теперь сосредоточиться на ведении войны с Литвой. Последняя же к этому времени фактически осталась с Русским государством один на один, так как крымский хан, отправив Мухаммед-Гирея в поход летом 1507 г., потом не изъявлял особого желания повторить подобную экспедицию – не иначе, как занявшись разрешением ногайского и астраханского вопросов. А в решении последнего он зависел от помощи Москвы. И стоило ему в таком случае усугублять отношения с потенциальным партнером?
P.S. Сигизмунд попытался реанимировать идею тройственной коалиции в 1516 г., когда, утратив Смоленск и чувствуя неспособность переломить ход войны силами одного лишь Великого Литовского княжества (а крымский царь, теперь уже Мухаммед-Гирей, продолжая заигрывать с Москвой насчет астраханской экспедиции, не торопился, несмотря на все свои заверения в лучших чувствах, ополчаться супротив Московита), попробовал снова договориться с Мухаммед-Эмином. В июне этого года он отправил казанскому хану своего посланца с грамотой, из которой мы узнаем, что присланный ко двору казанца великокняжеский гонец Сорока там и умер, не вернувшись на родину (уже не попал ли он в тюрьму вместо Михаила Кляпика как знак добрых намерений Мухаммед-Эмина и его готовности восстановить мир и дружбу с Василием III?), и что Сигизмунд посылал и других послов, но безрезультатно, ибо они так и не смогли попасть в Казань (пути не было - война крымцев с ногаями шла, не иначе), и что он, Сигизмунд, одержал тем временем великую победу над московитами, побив их 80-тысячную рать и взяв в плен многих московских князей, воевод и ратных людей, и что было бы неплохо, если бы Мухаммед-Эмин вспомнил о старой идее и выступил бы вместе с ним, Сигизмундом, и с Менгли-Гиреем, против Василия III, и атаковал бы Нижний Новгород. Однако, это послание Сигизмунда I, судя по всему, осталось без ответа...
Не плачь, брат мой, будут тебе поминки:

P.S. Особая благодарность камраду