"Еже по вашему злосоветию,
а не по нашему хотению..." Загадочная фраза Tyrann'a из послания Курбскому. А что, собственно говоря, он имел в виду, когда писал эти строки. Ясно-понятно, что Курбскому смысл написанного был совершенно прозрачен, а вот нам - увы, нет. А что если Tyrann это имел в виду?
Выдержка из послания попа Сильвестра Tyrann'у, когда тот еще не был Wassilevitz'ем - сперва о грехах: "Возста убо в нас ненависть, и гордость, и вражда, и маловерие к Богу, и лихоимство, и грабление, и насилие, и лжа, и клевета, и лукавое умышление на всяко зло, паче же всего блуд, и любодеяние, и прелюбодеяние, и содомский грех, и всякая скверна и нечистота. Преступихом заповедь Божию, возненавидехом, по созданию Божию, свой образ, и строимся женскою подобою, на прелесть блудником, главу и браду и ус бреем, ни по чему не обрящемся крестьяне: ни по образу, ни по одиянию ни по делом...".
Грехи - это, понятно, не есть хорошо, люди, увы, несовершенны, поражены первородным грехом, и на то дана царю власть от Бога, чтобы оные искоренять и в себе, и в рабах своих (в смысле в подданных, а не то Вы могли подумать, вспомнив про калач как символ исконного русского рабства - Thor). Посему поп Сильвестр и взывает к Tyrann'у, который еще не Tyrann (правда, если верить Курбскому, он уже тогда тренировалсмя на кошках - "Большая ошибка!" тм): "Внимай убо себе, благоверный царю, какову дарует Господь Бог крепость и помощь рабом своим, творящим волю его", и "аще сотвориши се, искорениши зло се беззаконие, прелюбодеяние, содомский грех, и любовников отлучиши, без труда спасешися, и прежний свой грех оцистиши, и великий дар от Бога получиши...".
А в чем, собственно, сей великий дар, по мнению попа Сильвестра, заключался? А вот в чем: "Божиею благодатию, все царство свое изнова просветиши, и твое царствие славою превознесетца, и во веки не подвижитца; и аще исправиша сия, вси врази твои падут под ногами твоими, и не возмогут возстати...". И особливо падут нечестивых поганых царей державы.В общем, будь праведен, благоверный царю, и тогда "тако глаголет Господ Бог Вседержитель: аз помог ти, изымах тя за руку десную твою, и разрушу крепость царем поганым, и предам их тебе в плен, и отверзу ти двери правды, и грады поганых тебе на затворятца: аз предах ти, и предъищу пред тобою, и горы поравная, и вся роги неверных сокрушу, двери меднвя и верея железныя сломлю, и дам тебе сокровища тайныя, и невидимыя отверзу ти...", и т.д., и т.п. В общем, прямо римский папа на Клермонском соборе: "Пусть же прекратится меж вами ненависть, пусть смолкнет вражда, утихнут войны и уснут всяческие распри и раздоры. Становитесь на стезю святого гроба, исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите ее себе; земля же та, как гласит Писание, течет млеком и медом".

А что вот сам Иван потом писал по поводу покорения поганских царств: "Подручна же тако царствия сия сотвористе нам, якоже множае седми лет меже сих царств и нашего государствия бранная лютость не преста! Егда же Алексеева и ваша собацкая власть преста, тогда и та царствия нашему государству во всем послушны учинишася, и множае треюдесятъ тысящ бранных исходит в помощъ православию...".
Вот и вопрос - не это ли имел в виду Tyrann (считайте, что это пост своего рода приложение к Дровишкам), укоря собаку Адашева и попа Сильвестра за их злосоветие?
P.S. Если честно - признайтесь: сложно читать что послание попа Сильвестра, что Tyrann'a? Так ли уж нужен перевод на современный русский язык? Или же оставим Ивану и его современникам их язык и манеру говорения?
Выдержка из послания попа Сильвестра Tyrann'у, когда тот еще не был Wassilevitz'ем - сперва о грехах: "Возста убо в нас ненависть, и гордость, и вражда, и маловерие к Богу, и лихоимство, и грабление, и насилие, и лжа, и клевета, и лукавое умышление на всяко зло, паче же всего блуд, и любодеяние, и прелюбодеяние, и содомский грех, и всякая скверна и нечистота. Преступихом заповедь Божию, возненавидехом, по созданию Божию, свой образ, и строимся женскою подобою, на прелесть блудником, главу и браду и ус бреем, ни по чему не обрящемся крестьяне: ни по образу, ни по одиянию ни по делом...".
Грехи - это, понятно, не есть хорошо, люди, увы, несовершенны, поражены первородным грехом, и на то дана царю власть от Бога, чтобы оные искоренять и в себе, и в рабах своих (в смысле в подданных, а не то Вы могли подумать, вспомнив про калач как символ исконного русского рабства - Thor). Посему поп Сильвестр и взывает к Tyrann'у, который еще не Tyrann (правда, если верить Курбскому, он уже тогда тренировалсмя на кошках - "Большая ошибка!" тм): "Внимай убо себе, благоверный царю, какову дарует Господь Бог крепость и помощь рабом своим, творящим волю его", и "аще сотвориши се, искорениши зло се беззаконие, прелюбодеяние, содомский грех, и любовников отлучиши, без труда спасешися, и прежний свой грех оцистиши, и великий дар от Бога получиши...".
А в чем, собственно, сей великий дар, по мнению попа Сильвестра, заключался? А вот в чем: "Божиею благодатию, все царство свое изнова просветиши, и твое царствие славою превознесетца, и во веки не подвижитца; и аще исправиша сия, вси врази твои падут под ногами твоими, и не возмогут возстати...". И особливо падут нечестивых поганых царей державы.В общем, будь праведен, благоверный царю, и тогда "тако глаголет Господ Бог Вседержитель: аз помог ти, изымах тя за руку десную твою, и разрушу крепость царем поганым, и предам их тебе в плен, и отверзу ти двери правды, и грады поганых тебе на затворятца: аз предах ти, и предъищу пред тобою, и горы поравная, и вся роги неверных сокрушу, двери меднвя и верея железныя сломлю, и дам тебе сокровища тайныя, и невидимыя отверзу ти...", и т.д., и т.п. В общем, прямо римский папа на Клермонском соборе: "Пусть же прекратится меж вами ненависть, пусть смолкнет вражда, утихнут войны и уснут всяческие распри и раздоры. Становитесь на стезю святого гроба, исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите ее себе; земля же та, как гласит Писание, течет млеком и медом".

А что вот сам Иван потом писал по поводу покорения поганских царств: "Подручна же тако царствия сия сотвористе нам, якоже множае седми лет меже сих царств и нашего государствия бранная лютость не преста! Егда же Алексеева и ваша собацкая власть преста, тогда и та царствия нашему государству во всем послушны учинишася, и множае треюдесятъ тысящ бранных исходит в помощъ православию...".
Вот и вопрос - не это ли имел в виду Tyrann (считайте, что это пост своего рода приложение к Дровишкам), укоря собаку Адашева и попа Сильвестра за их злосоветие?
P.S. Если честно - признайтесь: сложно читать что послание попа Сильвестра, что Tyrann'a? Так ли уж нужен перевод на современный русский язык? Или же оставим Ивану и его современникам их язык и манеру говорения?