Ну вот, наступило утро, можно и отчет краткий написать про вчерашний поздневечерний культпоход в синематограф на "Интерстеллар". Не умею я писать длинные рецензии на фильмы и обсасывать по косточкам то-се-пятое-десятое - кто куда пошел, что сделал, и какие ляпы допустили режиссер, сценарист и оператор фильма. Лично для меня важно другое - есть ли у фильма некая сверхидея, за которую можно зацепиться и ради которой его стоит посмотреть еще один (а, может, и не один) раз, хотя бы для того, чтобы проверить свои ощущения. Возможно, у меня в подсознании глубоко сидит фраза, приписываемая вечно живому классику насчет того, что "из всех искусств для нас важнейшим является кино", но к фильмам я отношусь именно так и после просмотра разделяю их на две группы - "со смыслом" и "без смысла". Большая часть нынешней кинопродукции смысла явно не имеет, а если и имеет, то не тот, который несет разумное, доброе, вечное, а посему это не более чем белый шум, засоряющий сознание (хотя и позволяет на время отвлечься от повседневной суеты).
"Интерстеллар", по моему убеждению, относится к первой категории. Прежде, чем пойти на сеанс, я много чего разного перечитал из отзывов об очередном произведении Кристофера Нолана - так уж получилось, что в отзывах преобладал негатив, причем негатив от "заклепочников" - и то тут не так, и это не этак. И с физикой проблемы, и с биологией, и пр. Но, посмотрев фильм, я для себя пришел к выводу - а что, собственно, нужно было ожидать от Нолана? Если ждать от него, что он должен был снять научно-популярный фильм, доходчиво, в красках рассказывающий и показывающий о современных представлениях о физической картине мира, тогда, быть может, так оно и есть (я чистый гуманитарий, поэтому в физических недочетах фильма я не разбираюсь и про это писать не буду. Да, кстати, по ходу дела, когда речь зашла в беседе главного героя с консилиумом ученых из NACA относительно "черных дыр" и "кротовых нор", вспомнил, что статью с идеей межгалактических перелетов с использованием "кротовых нор" я читал в "Технике молодежи" еще в ноябре 1983 г. Тогда она меня сильно поразила!). Но по моему убеждению - фильм совсем не об этом. Космос выступает всего лишь фоном, на котором разворачивается картина человеческой трагедии. Фильм не о Космосе, а о людях, об их отношениях, о том, на какие жертвы можно и должно пойти ради своих близких и ради всего человечества (вспомнил концовку последнего нолановского "Бэтмена", только здесь, в "Интерстелларе", у главного героя не было шанса включить автопилот и катапультироваться, и то, что он, главный герой, выжил, это допущение сценариста, портящее внезапным хэппи-эндом все впечатление от увиденного). Вот как по мне, самые трагичные кадры - это когда Купер, чудом выживший в Космосе, попадает на космический ковчег - и он там, по большому счету, никому не нужен. Единственная нить, связывающая его с этим миром, дочь, уже при смерти, и вот-вот порвется. А кроме нее, Купер лишний на этом празднике жизни, потомки его дочери смотрят на него, реального спасителя человечества, с недоумение - а это кто, что это за хрен с бугра? Отец выполнил свое обещание и вернулся, но слишком поздно. И фраза "родители не должны видеть смерть своих детей" добивает - дочь отсылает отца, вернувшегося спустя несколько десятков лет (согласно фильму, в момент обнаружения ему было по земному счету времени 124 года) домой, потому что не хочет, чтобы он увидел, как она умирает. И Купер снова уходит в полет, потому что его товарищ по экспедиции, профессор Бренд, в полном одиночестве в далекой галактике пытается осуществить план "Б" по спасению человечества, основав тут колонию...
В общем, "Интерстеллар" - это никак не, к примеру, классический боевик (типа "Грани будущего") или "космическая опера" (из разряда "Звездных войн"). Это драма с глубоким философским подтекстом. Фильм сложный, тяжелый, если смотреть его под попкорн (повбивав бы уродов, которые полфильма сидели и жрали эту гадость, хрустя и чавкая), развлечься и отвлечься тут не удастся. Но, как по мне, посмотреть его стоит (лично я куплю лицензионный диск и обязательно пересмотрю его еще раз, повнимательнее). Отданные за билет деньги пошли в дело.
P.S. Любопытна одна из идей в фильме - остановка, а затем регресс технического прогресса. И другая идея: мир ученых - это особый мир, это некая схима, отречение от мира...
"Интерстеллар", по моему убеждению, относится к первой категории. Прежде, чем пойти на сеанс, я много чего разного перечитал из отзывов об очередном произведении Кристофера Нолана - так уж получилось, что в отзывах преобладал негатив, причем негатив от "заклепочников" - и то тут не так, и это не этак. И с физикой проблемы, и с биологией, и пр. Но, посмотрев фильм, я для себя пришел к выводу - а что, собственно, нужно было ожидать от Нолана? Если ждать от него, что он должен был снять научно-популярный фильм, доходчиво, в красках рассказывающий и показывающий о современных представлениях о физической картине мира, тогда, быть может, так оно и есть (я чистый гуманитарий, поэтому в физических недочетах фильма я не разбираюсь и про это писать не буду. Да, кстати, по ходу дела, когда речь зашла в беседе главного героя с консилиумом ученых из NACA относительно "черных дыр" и "кротовых нор", вспомнил, что статью с идеей межгалактических перелетов с использованием "кротовых нор" я читал в "Технике молодежи" еще в ноябре 1983 г. Тогда она меня сильно поразила!). Но по моему убеждению - фильм совсем не об этом. Космос выступает всего лишь фоном, на котором разворачивается картина человеческой трагедии. Фильм не о Космосе, а о людях, об их отношениях, о том, на какие жертвы можно и должно пойти ради своих близких и ради всего человечества (вспомнил концовку последнего нолановского "Бэтмена", только здесь, в "Интерстелларе", у главного героя не было шанса включить автопилот и катапультироваться, и то, что он, главный герой, выжил, это допущение сценариста, портящее внезапным хэппи-эндом все впечатление от увиденного). Вот как по мне, самые трагичные кадры - это когда Купер, чудом выживший в Космосе, попадает на космический ковчег - и он там, по большому счету, никому не нужен. Единственная нить, связывающая его с этим миром, дочь, уже при смерти, и вот-вот порвется. А кроме нее, Купер лишний на этом празднике жизни, потомки его дочери смотрят на него, реального спасителя человечества, с недоумение - а это кто, что это за хрен с бугра? Отец выполнил свое обещание и вернулся, но слишком поздно. И фраза "родители не должны видеть смерть своих детей" добивает - дочь отсылает отца, вернувшегося спустя несколько десятков лет (согласно фильму, в момент обнаружения ему было по земному счету времени 124 года) домой, потому что не хочет, чтобы он увидел, как она умирает. И Купер снова уходит в полет, потому что его товарищ по экспедиции, профессор Бренд, в полном одиночестве в далекой галактике пытается осуществить план "Б" по спасению человечества, основав тут колонию...
В общем, "Интерстеллар" - это никак не, к примеру, классический боевик (типа "Грани будущего") или "космическая опера" (из разряда "Звездных войн"). Это драма с глубоким философским подтекстом. Фильм сложный, тяжелый, если смотреть его под попкорн (повбивав бы уродов, которые полфильма сидели и жрали эту гадость, хрустя и чавкая), развлечься и отвлечься тут не удастся. Но, как по мне, посмотреть его стоит (лично я куплю лицензионный диск и обязательно пересмотрю его еще раз, повнимательнее). Отданные за билет деньги пошли в дело.
P.S. Любопытна одна из идей в фильме - остановка, а затем регресс технического прогресса. И другая идея: мир ученых - это особый мир, это некая схима, отречение от мира...