Выдалась свободная минутка (ехать на стройку, забирать генератор - потому решил ничего серьезного не начинать, чтобы не прерываться), и вот продолжить читать Жака Эрса и его "Рождение капитализма в средние века".
И вот, медленно (очень медленно - обычно, в лучшие времена, такого рода книги я проглатывал за два-три дня, а тут уже неделя прошла, и все никак. Посему прошу прощения у камрадов, что не отвечаю на Ваши письма и комменты - не успеваю, чисто физически не успеваю), продвигаясь, вперед, наталкиваюсь на фразу: "Значительная часть частных архивов Французского королевста, в отличие от Италии и Англии (кстати, об Англии - а вот что по этому поводу думает уважаемый antoin и не менее уважаемый egir, который, увы, чрезвычайно редко появляется в ЖЖ - что, в Англии дело обстоит лучше? И это при том, что в свое время по ней прокатилась, к примеру, своя Гражданская? Thor)? была варварски уничтожена во время религиозных войн, а еще больше - во время революционных аутодафе. До нас дошли лишь некоторые разрозненные регистры, не более одного на купца, или же просто отдельные листы - в лучшем случае жалкий десяток случанйо найденных бумаг, сильно поврежденных, с выцветшими чернилами, почти нечитаемых...". Прочитал - и призадумался - а что, во Франции действительно дело обстоит так плохо с частной документацией? И, в таком случае, наш плач по поводу более чем плачевого состояния наших частных архивов - он вообще заслуживает того, чтобы по нему плакать (если у французов такая беда, то про нашу что и говорить?)?
Но это я так, к слову. А вот что было дальше. А дальше Эрс поминает некоего Бенедетто Котрульи и его книгу "О торговле", написанную в 1458 г. А в ней, в этой книге, сеньор Котрульи пишет буквально следующее: "Перо - столь благородный и столь превосходный инструмент, что купцу оно абсолютно необходимо... Ни одни купец не должен держать своих дел в голове, если только он не царь Кир, который мог называть по именам всех солдат своей огромной армии.. Для нас это стало невозможно, и мы должны делать записи. Это не только помогает нам помнить все сделки, это еще и средство от многочисленых тяжб, ссор и скандалов... Записи позволяют нам помнить все действия какого-либо человека, т, что мы ему должны, то, что он должен нам...".
Читаю эти строки - и тут мысль - а вот, к примеру, если взять духовные русских служилых людей XVI в., в которых подробно расписано, что кому дати и на ком чего взяти (к примеру, вот так: "Дати мне Василью Тараканову 68 рублев денег. Дати мне Володимеру Тараканову 10 рублев. Еще дати мне Григорью Игнатьевскому 50 руб. денег. Дати мне Григорью Великому 5 руб. денег. Дати мне Третьяку Ракову 4 руб. денег, Фунику Курцову 5 рублев. Дати мне князь Михаиле Глинскому 10 рублев. Дати мне князь Василью Микулинскому 5 рублев. Дати мне Володимера Тараканова человеку Ивану Бородину 10 рублев денег. А взяти мне на Василье на Дмитриеве сыне Кондырева да на сыне ево на Федоре 70 рублев денег. Да взято у них в обмен селцо Федосовское да селцо Богатырево, да селцо Мятлево с деревнями. А деревням имена писаны в кабалах. Взята мне на Василье да на Григорье, да Юрье Михайловых детях Шишкова 30 рублев денег по кабале. Взята мне на Феодоре Семенове сыне Упина да Феодоре Юрьеве сыне Александрова на Дмитревце, да на Федоре да на Иване Тослыковых детях Свиязева 90 рублев денег. Взяти ми на Третьяке да на Иване Игнатьевых детях Яхонтова 3 рубли денег. Взяти ми на Федоре Логвенове Губанова 3 рубли денег Взяти ми на Офонасье на Кононове сыне Пусковитине 4 рубли денег по кабале. Взяти мне на Марье на Федоровой жене Волынскаго да на ее детях на Даниле да на Левонтье, да на Федоре, да на Иване, да на Василье Ивановом сынех Волынскова, да на князь Петре Телятевском 100 рублев денег по кабале. Взяти мне на Игнатье да на Григорье на Ивановых детях Яхонтова да на Игнатьевых детях на Ондрее да на Петре, да на Иване, да на Михаиле на Григорьеве сыне, да на Григорье на Карпове сыне Слоушине 12 рублев денег. А взяти мне на Бобрище на Олексееве сыне Пушнина 20 рублев денег по кабале. Да взяти мне на Юрье Иванове сыне Скобельцына пятдесят золотых корабленых по кабале..."). Это что же получается? Ведь вести всю эту бухгалтерию в уме невозможно физически - следовательно, в "ларе" автора духовной неизбежно должны были находиться соответствующие документы, фиксирующие его обязательства и обязательства перед ним (пресловутые кабалы). И он должен в них так или иначе ориентироваться, и ориентироваться неплохо - следовательно, не просто уметь читать и писать, с горем пополам, а на вполне себе приличном уровне. И потом, судя по тому, что большая часть сохранившихся духовных уделяет всем этим вопросам приличное внимание, значит, все эти операции с выдачей ссуд, взятием в долг, под залог или как, неважно, были достаточно распространены, и, опять же следовательно, "экономика" на этом "микроуровне" носила очень даже продвинутый, "буржуазный" или "капиталистический" характер...
И вот, медленно (очень медленно - обычно, в лучшие времена, такого рода книги я проглатывал за два-три дня, а тут уже неделя прошла, и все никак. Посему прошу прощения у камрадов, что не отвечаю на Ваши письма и комменты - не успеваю, чисто физически не успеваю), продвигаясь, вперед, наталкиваюсь на фразу: "Значительная часть частных архивов Французского королевста, в отличие от Италии и Англии (кстати, об Англии - а вот что по этому поводу думает уважаемый antoin и не менее уважаемый egir, который, увы, чрезвычайно редко появляется в ЖЖ - что, в Англии дело обстоит лучше? И это при том, что в свое время по ней прокатилась, к примеру, своя Гражданская? Thor)? была варварски уничтожена во время религиозных войн, а еще больше - во время революционных аутодафе. До нас дошли лишь некоторые разрозненные регистры, не более одного на купца, или же просто отдельные листы - в лучшем случае жалкий десяток случанйо найденных бумаг, сильно поврежденных, с выцветшими чернилами, почти нечитаемых...". Прочитал - и призадумался - а что, во Франции действительно дело обстоит так плохо с частной документацией? И, в таком случае, наш плач по поводу более чем плачевого состояния наших частных архивов - он вообще заслуживает того, чтобы по нему плакать (если у французов такая беда, то про нашу что и говорить?)?
Но это я так, к слову. А вот что было дальше. А дальше Эрс поминает некоего Бенедетто Котрульи и его книгу "О торговле", написанную в 1458 г. А в ней, в этой книге, сеньор Котрульи пишет буквально следующее: "Перо - столь благородный и столь превосходный инструмент, что купцу оно абсолютно необходимо... Ни одни купец не должен держать своих дел в голове, если только он не царь Кир, который мог называть по именам всех солдат своей огромной армии.. Для нас это стало невозможно, и мы должны делать записи. Это не только помогает нам помнить все сделки, это еще и средство от многочисленых тяжб, ссор и скандалов... Записи позволяют нам помнить все действия какого-либо человека, т, что мы ему должны, то, что он должен нам...".
Читаю эти строки - и тут мысль - а вот, к примеру, если взять духовные русских служилых людей XVI в., в которых подробно расписано, что кому дати и на ком чего взяти (к примеру, вот так: "Дати мне Василью Тараканову 68 рублев денег. Дати мне Володимеру Тараканову 10 рублев. Еще дати мне Григорью Игнатьевскому 50 руб. денег. Дати мне Григорью Великому 5 руб. денег. Дати мне Третьяку Ракову 4 руб. денег, Фунику Курцову 5 рублев. Дати мне князь Михаиле Глинскому 10 рублев. Дати мне князь Василью Микулинскому 5 рублев. Дати мне Володимера Тараканова человеку Ивану Бородину 10 рублев денег. А взяти мне на Василье на Дмитриеве сыне Кондырева да на сыне ево на Федоре 70 рублев денег. Да взято у них в обмен селцо Федосовское да селцо Богатырево, да селцо Мятлево с деревнями. А деревням имена писаны в кабалах. Взята мне на Василье да на Григорье, да Юрье Михайловых детях Шишкова 30 рублев денег по кабале. Взята мне на Феодоре Семенове сыне Упина да Феодоре Юрьеве сыне Александрова на Дмитревце, да на Федоре да на Иване Тослыковых детях Свиязева 90 рублев денег. Взяти ми на Третьяке да на Иване Игнатьевых детях Яхонтова 3 рубли денег. Взяти ми на Федоре Логвенове Губанова 3 рубли денег Взяти ми на Офонасье на Кононове сыне Пусковитине 4 рубли денег по кабале. Взяти мне на Марье на Федоровой жене Волынскаго да на ее детях на Даниле да на Левонтье, да на Федоре, да на Иване, да на Василье Ивановом сынех Волынскова, да на князь Петре Телятевском 100 рублев денег по кабале. Взяти мне на Игнатье да на Григорье на Ивановых детях Яхонтова да на Игнатьевых детях на Ондрее да на Петре, да на Иване, да на Михаиле на Григорьеве сыне, да на Григорье на Карпове сыне Слоушине 12 рублев денег. А взяти мне на Бобрище на Олексееве сыне Пушнина 20 рублев денег по кабале. Да взяти мне на Юрье Иванове сыне Скобельцына пятдесят золотых корабленых по кабале..."). Это что же получается? Ведь вести всю эту бухгалтерию в уме невозможно физически - следовательно, в "ларе" автора духовной неизбежно должны были находиться соответствующие документы, фиксирующие его обязательства и обязательства перед ним (пресловутые кабалы). И он должен в них так или иначе ориентироваться, и ориентироваться неплохо - следовательно, не просто уметь читать и писать, с горем пополам, а на вполне себе приличном уровне. И потом, судя по тому, что большая часть сохранившихся духовных уделяет всем этим вопросам приличное внимание, значит, все эти операции с выдачей ссуд, взятием в долг, под залог или как, неважно, были достаточно распространены, и, опять же следовательно, "экономика" на этом "микроуровне" носила очень даже продвинутый, "буржуазный" или "капиталистический" характер...