Этакая информация к размышлению – обращаю внимание, что на календаре 1561 г., до пресловутой опричнины и «массовых» казней еще по меньшей мере 4 года…
Миколай Рыжий Радзивилл, прибыв под Тарваст, по словам Ивана, «злодейственным обычеем к нашим людем грамоту писал, нас укоряючи неподобными словами, аки изумився, а наших людей в изменство подучая». И что же такие «неподобные слова» и «злодейственный обычай», и какие бочки варенья и корзины печенья обещал гетман тарвастским сидельцам? Доведем до логического завершения начатый прежде сюжет.
Итак, чего там писал в своем «злодейственном» послании гетман навышший Радзивилл Кропоткину со товарищи? А вот что – на певрых строках письма поведал он Кропоткину, что «ведомо то Богу Творцы и всем благоверным христианом во всех землях христьянских и поганских окрутнось, несправедливость, неволя». Ну это-то и понятно – и в само деле, всем ведомо, что свобода лучше несвободы. Но не это интересно – Иван-то, оказывается, «бездушный государь», коий своих верных слуг «прислушает безо всякого милосердия и права (еще раз подчеркну, это до начала опричнины, после «собора примирения» - Thor), а в незбожною опалою своею горла ваша берет и братии завжды, коли похочет, может (а ить как в воду глядел воевода троцкий – «и как торваские воеводы пришли из Литвы к Москве, и царь и великий князь по¬ложил на них опалу свою для того, что они литовским людям город здали, и розослал их государь по городом в тюрьмы, а поместья их и вотчины велел государь взять и роздать в роздачю». Покусился, окрутный и несправедливый государь московский, на священное право частной собственности! Thor)…». И что может быть лучше для христианина, чем «одно закрутенства в неволе до государя славного, справедливого, добротью его яко солнце на свете светище (вот же-ж слог – ну прямо как, скажи, какой-то арабский или турецкий письменник писал – принято у них падишахов расписывать в подобных выражениях – он и солнцеликий, и луноликий, и милостью подобен Аллаху, и пр., и пр., и пр. – Thor), з неволи до вольности (ну да, Иван безо всякого милосердия и права требует, чтобы его холопы в походы ходили по государеву слову – а вот у нас, у литвинов, де, вольность – хотим, идем на войну, хотим – не идем, а если и идем, то это еще неизвестно, как долго и насколько далеко мы пойдет – дойдет ли до градов дальконных или же с полпути по домам свернем. И управы на нас никакой нет, не могет король солнцеликий с нас горла взять – Thor), з опалы до ласки, з небожности до справедливости святые вызволитися и себя волным человеком быти и из неволи ся выпростати…». Одним словом, штыки в землю, сдавайтесь, переходите на сторону доблестного германского вермахта, здесь вас жду млеко, курки, яйки, шнапс, сало и прочие печеньки.

Он же, Радзивилл, ничего так не хочет, кроме как «поберечи здоровья и разлития крови», и исключительно из христианского милосердия предлагает Кропоткину отказаться от дальнейшей службы своему «окрутному несправедливому государю, который одно чюжое христианское, але и вас подданых своих крове несыть (я так правильно понял, что Радзивилл намекает прямым текстом, что Иван, коли утром кровушки християнской боярской не изопьет, так и день у него испорчен напрочь? Thor)», не стремиться «голову за несправедливого окрутного государя положити», выбрав, наконец, «любо в волю, або в неволю».

Вот что любопытно – была ли у Сигизмунда такая «контора», где подобные писания штамповались на коленке? Уж очень обороты, писанные Радзивиллом, схожи с аналогичными в других «злодейственных» посланиях Сигизмунда и его людей…
P.S. Иван в своем послании Сигимунду, судя по всему, цитирует послание гетмана Кропоткину – ergo, грамотка сия была под рукой у Tyrann’a и, выходит, имел место быть сыск по тарвастскому делу (гм, написал эту фразу, а потом вспомнил – а ведь есть пометка в описи царского архива, что было такое дело – порылся в памяти, где это я встречал, нашел ссылку – и вот, оп-ля, есть. 217 ящик, а в ящике том «дело тарваское, про Тарваское взятье, как приходил под Тарвас троетцкой воевода, и сыск детей боярских родства, которые были в Тарвасе во възятье…»), вскрывший некие неблаговидные поступки тарвастских воевод, за что они и были наказаны в урок остальным… Однако, подчеркну, воеводы не были казнены (попали в опалу с конфискацией), и по прошествии года амнистированы...
Миколай Рыжий Радзивилл, прибыв под Тарваст, по словам Ивана, «злодейственным обычеем к нашим людем грамоту писал, нас укоряючи неподобными словами, аки изумився, а наших людей в изменство подучая». И что же такие «неподобные слова» и «злодейственный обычай», и какие бочки варенья и корзины печенья обещал гетман тарвастским сидельцам? Доведем до логического завершения начатый прежде сюжет.
Итак, чего там писал в своем «злодейственном» послании гетман навышший Радзивилл Кропоткину со товарищи? А вот что – на певрых строках письма поведал он Кропоткину, что «ведомо то Богу Творцы и всем благоверным христианом во всех землях христьянских и поганских окрутнось, несправедливость, неволя». Ну это-то и понятно – и в само деле, всем ведомо, что свобода лучше несвободы. Но не это интересно – Иван-то, оказывается, «бездушный государь», коий своих верных слуг «прислушает безо всякого милосердия и права (еще раз подчеркну, это до начала опричнины, после «собора примирения» - Thor), а в незбожною опалою своею горла ваша берет и братии завжды, коли похочет, может (а ить как в воду глядел воевода троцкий – «и как торваские воеводы пришли из Литвы к Москве, и царь и великий князь по¬ложил на них опалу свою для того, что они литовским людям город здали, и розослал их государь по городом в тюрьмы, а поместья их и вотчины велел государь взять и роздать в роздачю». Покусился, окрутный и несправедливый государь московский, на священное право частной собственности! Thor)…». И что может быть лучше для христианина, чем «одно закрутенства в неволе до государя славного, справедливого, добротью его яко солнце на свете светище (вот же-ж слог – ну прямо как, скажи, какой-то арабский или турецкий письменник писал – принято у них падишахов расписывать в подобных выражениях – он и солнцеликий, и луноликий, и милостью подобен Аллаху, и пр., и пр., и пр. – Thor), з неволи до вольности (ну да, Иван безо всякого милосердия и права требует, чтобы его холопы в походы ходили по государеву слову – а вот у нас, у литвинов, де, вольность – хотим, идем на войну, хотим – не идем, а если и идем, то это еще неизвестно, как долго и насколько далеко мы пойдет – дойдет ли до градов дальконных или же с полпути по домам свернем. И управы на нас никакой нет, не могет король солнцеликий с нас горла взять – Thor), з опалы до ласки, з небожности до справедливости святые вызволитися и себя волным человеком быти и из неволи ся выпростати…». Одним словом, штыки в землю, сдавайтесь, переходите на сторону доблестного германского вермахта, здесь вас жду млеко, курки, яйки, шнапс, сало и прочие печеньки.

Он же, Радзивилл, ничего так не хочет, кроме как «поберечи здоровья и разлития крови», и исключительно из христианского милосердия предлагает Кропоткину отказаться от дальнейшей службы своему «окрутному несправедливому государю, который одно чюжое христианское, але и вас подданых своих крове несыть (я так правильно понял, что Радзивилл намекает прямым текстом, что Иван, коли утром кровушки християнской боярской не изопьет, так и день у него испорчен напрочь? Thor)», не стремиться «голову за несправедливого окрутного государя положити», выбрав, наконец, «любо в волю, або в неволю».

Вот что любопытно – была ли у Сигизмунда такая «контора», где подобные писания штамповались на коленке? Уж очень обороты, писанные Радзивиллом, схожи с аналогичными в других «злодейственных» посланиях Сигизмунда и его людей…
P.S. Иван в своем послании Сигимунду, судя по всему, цитирует послание гетмана Кропоткину – ergo, грамотка сия была под рукой у Tyrann’a и, выходит, имел место быть сыск по тарвастскому делу (гм, написал эту фразу, а потом вспомнил – а ведь есть пометка в описи царского архива, что было такое дело – порылся в памяти, где это я встречал, нашел ссылку – и вот, оп-ля, есть. 217 ящик, а в ящике том «дело тарваское, про Тарваское взятье, как приходил под Тарвас троетцкой воевода, и сыск детей боярских родства, которые были в Тарвасе во възятье…»), вскрывший некие неблаговидные поступки тарвастских воевод, за что они и были наказаны в урок остальным… Однако, подчеркну, воеводы не были казнены (попали в опалу с конфискацией), и по прошествии года амнистированы...