thor_2006 (thor_2006) wrote,
thor_2006
thor_2006

Categories:

Они выбрали несвободу?

      На этот раз речь пойдет о «перелетах», которые выбрали службу Tyrann’у и присным его.



      Что мы о них знаем? И вообще, много ли мы о них знаем? И, что самое любопытное – есть ли более или менее серьезные работы или исследования, которые касались бы судеб служилых людей («выезжих литовских людей») из ВКЛ (а позднее – из Речи Посполитой) в Русском государстве? Ситуация ведь выходит довольно однобокая – московиты, которые сбегли от Tyrann’a, выбрав свободу, к Жикгимонту, довольно давно уже являются предметом определенного интереса со стороны научного сообщества (есть и соответствующие работы, и даже примерные количественные оценки относительно того, сколько этих самых московских служилых людей оказались по сторону железного занавеса – по мнению К.Ю. Ерусалимского, около 800 «голов», не считая их слуг). Но мне не попадались работы подобного характера, которые касались бы приехавших «оттуда». Или я не прав, и такие исследования есть? Тема, между прочим, достаточно интересна (и я бы сказал – актуальна). В ней можно выделить, на наш взгляд, несколько основных аспектов. Прежде всего – это аспект количественный (сколько «интуристов» прибыло на службу, «на ловлю счастья и чинов». Согласно Флетчеру, «черкас», т.е. выходцев из ВКЛ и РП, на службе белого царя было 4,3 тыс. – а как по мне, так эти данные англичанин позаимствовал воровским образом из какой-то сводной ведомости Разрядного приказа. Но даже если полагать, что 4.3. тыс. – это общее число всех выезжих служилых людей, ротмистров, их товарищей и служебников, то все равно мы выходим на порядок цифр, вполне сопоставимый с тем, который указывал Ерусалимский применительно к московитам, выбравшим свободу. Ergo, стоит речь вести о примерно равнозначных потоках, если даже не о более мощном «оттуда», выезжих служилых людей «туда» и «оттуда»).
      Теперь о мотивационном аспекте. Гордон жаловался на то, что де туземцы его за равного не принимают, «индигената» ему не дают и пр. Кстати, о пресловутом «индигенате». Скажем, если вести речь о, предположим, Испании – протестант на королевской службе, ветеран и все такое прочее, мог насчитывать на этот самый «индигенат»? А в Англии католик? Вообще, как обстояло дело с социализацией патриков гордонов в ведущих европейских державах того времени? А то ведь выходит любопытная картинка – согласно исследованию того же Ерусалимского, московиты в массе своей не могли похвастать успешной социализаций в общество ВКЛ или позднее РП. И если бы они имели тягу к сочинению мемуаров и ведению дневников – не имели бы мы сейчас иеремиад, принадлежащих их перу, по духу и смыслу подобных той душераздирающей истории, изложенной шотландцем? По всему получается, что проблемы социализации «интуристов» были сходными по обе стороны границы? Или я не прав и это касается только московитов как особенно диких и нецивилизованных?
      Дальше. Предположим, что нам известны причины, по которым московиты выбирали свободу. Тирания там, мрак кромешников, адова твердыня, желание примкнуть к победителю (Баторию) и прочее. Ну а вот что заставило Тимофея Севрюцкого и Матиаша Мизина поступить на службу к Tyrann’у на излете войны за Ливонское наследство? Щедрая плата (треклят сын погибельный Июда, еже за тридцать сребреников давится?)? А можно ли считать таковой плату в 4 деньги, т.е. в 2 копейки, на день для служилых 1-й статьи (надо полагать, в виду имелись товарищи, поскольку сами ротмистры получали по алтыну в день)? Пресловутый «индигенат» им не светил (без перехода в православие), продвинуться вверх по карьерной лестнице – исключено, обзавестись вотчинами – крайне маловероятно (своим не хватает). Однако же, несмотря на все эти вопросы, складывается впечатление, что поток «перелетов» «оттуда» никогда не иссякал. Почему?




Tags: "интуристы", "микроистория", заметки, про Tyrann'a, размышлизмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments